Конспект урока для 4 класса по теме "Правописание глаголов"
Ретц Светлана Борисовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №548 с углублённым изучением английского языка Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Учитель начальных классов
Конспект урока русского языка по теме «Правописание глаголов» для 4 класса с использованием ИКТ
УМК "Начальная школа XXI века", учебник Иванов С. В.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Вид урока: Урок закрепления
Универсальные учебные действия:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений
Используемые методы и приемы:
Работа в блоге класса
в парах - Google презентации, документ, рисунок; puzzlecup; learningapps.org;
в группах - Google презентации;
фронтальная работа - Google формы
Оборудование: мультимедиа, РС с выходом в интернет, сигналы «да-нет», сигнальные карточки «И-Е», маршрутные листы
Ход урока:
I.Организационный момент. Сообщение темы урока.
Приветствие.
- Какую тему мы изучаем? (Правописание глагола)
- Какую работу мы выполняли на прошлом уроке? (Повторяли правила правописания мягкого знака в глаголах)
- Для чего мы это делали? (Чтобы грамотно писать. Чтобы подготовиться к контрольной работе по теме: «Глагол»)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над орфограммами правописания глагола, повторим изученное ранее. В конце урока не только я смогу оценить уровень знаний, но и вы сами сможете поставить оценку себе и своим одноклассникам. В этом вам поможет индивидуальный маршрутный лист (см. Приложение 1).
II. Повторение изученного
- Какие правила правописания мягкого знака в глаголах вы знаете?
(Мягкий знак после шипящих в глаголах; Правописание тся и ться в глаголах)
- Сформулируйте эти правила.
- Проверим ваши знания.
Задание1. Работа в парах. Авторская ссылка на задание: http://www.slideboom.com/presentations/490945/put
Выбери правильный вариант ответа. (Работа рассчитана на 20 секунд)
-
смотрится- смотриться
успокоятся - успокояться
готовишь - готовиш
называються – называются
моешь-моеш
гоняться – гонятся
терпиш - терпишь
любуются – любуються
вертишься-вертишся
отреж - отрежь
- Кто выполнил всё задание без ошибок и получил 10 баллов?
- Кто допустил 1-2 ошибки (8-9 баллов)?
- Кто допустил 3 и больше ошибок (7 и менее баллов)?
- Оцените в маршрутном листе работу своей пары (ученики ставят + возле выбранного ими смайлика)
- Сегодня на уроке нам встретятся задания на это правило. Будьте внимательны, пишите грамотно
III. Работа по теме урока
- Какие ещё правила правописания глагола необходимо знать, чтобы правильно
написать глаголы из Задания 1? (Безударные окончания глагола)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать личное окончание глагола?
(определить спряжение глагола)
- Какие способы определения спряжения глагола вы знаете? (по форме 3 лица
множественного числа, по неопределённой форме)
- Кто затрудняется в определении спряжения глагола?
- Проверим ваши знания.
Задание 2. Сгруппируй глаголы по спряжениям. Работа в парах.
смотрится
I спряжение
успокоятся
готовишь
называются
моешь
II спряжение
гонятся
терпишь
любуются
вертишься
отрежь
Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/drawings/d/1Bz7zvSbnFFdyAm3af7WYm4P03ThoGjn1FJwkhLpYeOI/edit?hl=ru&pli=1
Готовый продукт. Авторская ссылка на задание
https://docs.google.com/drawings/d/191you9T5OvtDzZf_yUfOCEH_j67CagBBC9KIVMe6wFU/edit
- Проверяем. Фронтальная работа.
Учитель выбирает в блоге работу любой пары, выводит ответы на большой экран.
Класс проверяет. Сигналит. Если есть ошибки – вместе исправляют.
Пример:
Успокоятся (что сделают?) совершенный вид – н.ф. (что сделать?) - успокоиться.
Оканчивается на –ить. Не является глаголом-исключением. Значит, это глагол II спряжения.
- Чья пара выполнила работу без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок?
Оцените работу своей пары в маршрутном листе.
- Зная спряжение глаголов, выполним следующее задание в маршрутных листах
Задание 3. Фронтальная работа
Вставьте пропущенные буквы (е/и) в глаголы 3 л. ед. ч.настоящего времени.
Смотр…тся, готов…т, мо…т, терп…т, верт…тся, успоко…тся,называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
Проверяем. Учитель читает слова, ученики сигналят карточками «И - Е».
Если есть ошибки - доказывают орфограмму, исправляют.
Пример:
Готовит – пишу безударное окончание –ит , т.к. что это глагол II спряжения.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок
Оцените свою работу в маршрутном листе.
- Какие ещё правила правописания глагола вы знаете? (Не с глаголами пишется
раздельно, кроме слов, которые не употребляются без частицы НЕ).
- Потренироваться в правописании глагола, вовремя найти исправить ошибки
вам поможет тренажёр.
Задание 4.Тренажёр. Работа в парах
Выбери правильный вариант ответа
Авторская ссылка на задание:
http://learningapps.org/display?v=p1zi63uk&preview=1
- Подведём итог. Кто выполнил всё задание без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок?
Оцените работу своей пары в маршрутном листе.
Все вы знаете, что при выполнении любой работы важно не только писать грамотно,
выбирать правильный вариант ответа, но и находить ошибки. Используем свои знания
в следующем задании.
Задание 5. Работа в группах
Исправь ошибки.
Группа 1. Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит кряхтит медведь лапой
закрываится. Пытаиться снова уснуть.
Группа 2. Выскочил медведь из берлоги. Ревёт по сторонам оглядываится. Тепло. Под снегом
ручеёк бормочит. Птицы поют. Весна пришла!
Группа 3. В начале февраля медведь только повернулся в берлоге и снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью слышет шум. Кто-то бегаит по снеговой крыше берлоги.
Группа 4. Сниться медведю, что он сладкую малину с куста щиплит. А в это время
в берлогу вешняя вода начинаит капать. Холодная. Снеговая.
Итоговый продукт. Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1OGZyZDNqcGZi
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1MmRoam1zNmZw
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU2NGQzOGNoeGY2
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1NW5tejM0dnA5
- Какие ещё орфограммы встретились при выполнении этого задания?
(Знаки препинания при однородных сказуемых).
- Проверка. Учитель по очереди выводит на экран текст каждой группы.
Представитель группы называет орфограммы, доказывает написание. Класс сигналит.
Примеры:
Закрывается – (что делает?) – несов. вид. Неопределённая форма
(что делать?)- закрываться. Оканчивается на –ать, не является
глаголом-исключением. Значит, это глагол I спряжения. Пишу безударную
гласную – е.
Ревёт, по сторонам оглядывается.
Предложение осложнено однородными сказуемыми (ревёт, оглядывается),
выраженными глаголами, отделёнными запятой.
Оцените свою работу в маршрутном листе.
Все предложения Задания 5 я вынесла на один экран. Прочитайте. Что получилось.
Задание 6. Фронтальная работа
Работа с деформированным текстом.
1. Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит медведь,
лапой закрывается. Пытается снова уснуть.
2. Выскочил медведь из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло. Под снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
3. В начале февраля медведь только повернулся в берлоге и снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
4. Сниться медведю, что он сладкую малину с куста щиплет. А в это время в берлогу
вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Авторская ссылка на задание:https://docs.google.com/drawings/d/1YUwGb6V3gKtPkPDlmUFlMW8zQqey_GAEKZEY_E2e1GY/edit
- Можно ли данную запись назвать текстом? Почему вы так считаете?
(Нет. Слова и предложения не связаны по смыслу).
- Расставьте в маршрутном листе части в нужной последовательности.
- Проверяем.
В начале февраля медведь только повернулся в берлоге, а потом снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит медведь,
лапой закрывается. Пытается снова уснуть.
Снится медведю, что он сладкую малину с куста щиплет. А в это время в берлогу
вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Выскочил медведь из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло. Под
снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
Итоговый продукт. Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/drawings/d/1GudZimF1Adw31mqUaQ5MFO15L8t_EeuKfZkSnSrOupA/edit?pli=1
Ученики рассуждают, доказывают логическую цепочку действий. (Медведь заснул –
проснулся – снова пытается уснуть – видит сон – выскочил из берлоги). Меняют части
текста в режиме online
- Определите тему текста (Как весна медведя разбудила).
- Хотелось медведю просыпаться? Обоснуйте свой ответ (только повернулся – сладко
заснул – ворчит, кряхтит, лапой закрывается – пытается уснуть – видит сон –
выскочил – ревёт).
- Почему же медведю пришлось проснуться? (Таяние снега, пение птиц, журчание
ручья не дают ему спать).
- Определите идею (главную мысль) текста (C приходом весны всё живое просыпается).
- Какое предложение показывает отношение автора к приходу весны?
(Весна пришла! Восклицательное предложение, произносится с особым чувством)
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы работали с этим тестом?
(в природе появились первые признаки прихода весны: смена холодной и тёплой
погоды в дневное время – «зима с весной борется», днём ярко светит солнце,
щебечут птицы – значит скоро природа проснётся от зимнего сна)
- Озаглавьте текст (Весеннее пробуждение. Как весна разбудила медведя).
Один ученик печатает заголовок
- Определите тип текста. Обоснуйте свой ответ. (Текст-повествование.
Происходит смена действий. Первое предложение готовит к развитию действия.
Последнее предложение заканчивает действие. Можно нарисовать несколько
словесных картинок)
- Прочитайте текст ещё раз. Всё ли вас устраивает в языковом оформлении
текста? (часто повторяется слово «медведь»)
- Как можно отредактировать текст? (Ответы детей: заменить слово «медведь»
синонимами и местоимением: мишка, косолапый, лежебока, он)
Готовый текст:
Как весна медведя разбудила.
В начале февраля медведь только повернулся в берлоге, а потом снова сладко
заснул. Проснулся он ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит лежебока, лапой
закрывается. Пытается снова уснуть. Снится мишке, что он сладкую малину с куста
щиплет. А в это время в берлогу вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Выскочил косолапый из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло.
Под снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
Итоговый продукт (авторская ссылка на задание):
https://docs.google.com/drawings/d/1GudZimF1Adw31mqUaQ5MFO15L8t_EeuKfZkSnSrOupA/edit
- Оцените свою работу в маршрутном листе.
Домашнее задание: подготовиться к в выборочному диктанту текста Задания 6.
Физкультминутка для глаз. См. Приложение 2.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
В конце урока проверим свои знания.
Задание 7. Фронтальная работа. Тест
Учащиеся отвечают на вопросы теста по вариантам (авторские продукты).
Вариант1. https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGVqdFV3cmJWa1pER0FzNmFFbUMtTGc6MQ
Вариант 2.
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHVfaEpkM05wRi1ZbGhSREctSmplaXc6MQ
Дополнительно, для тех, кто раньше остальных выполнит Задание 7 (авторские продукты)
Кроссворд. http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=7AE0FAB011B993AU
Пазлы. http://learningapps.org/display?v=3j1espfn&preview=1
V. Подведение итогов
- Над какой темой сегодня работали на уроке? (Правописание глаголов)
- Какие правила мы повторяли? (Правописание мягкого знака в глаголах;
Правописание личных безударных окончаний глаголов; Не с глаголами;
Знаки препинания при однородных сказуемых)
- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно о правописании личных окончаний
глаголов. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Оцените свои знания на маршрутных листах.
Варианты ответов:
Я уверен (а)
Я ошибаюсь
Нужна помощь
Используемые источники информации:
http://www.koipkro.kostroma.ru/Pages/Kostroma_EDU.aspx (физкультминутка для глаз)
Узорова О. В.,Нефёдова Е.А., Глагол, М: Апрель. АСТ, 2010
Узорова О. В.,Нефёдова Е.А., Справочное пособие по русскому языку,
3 класс, ЗАО «Премьера», ГИППВ, 2000
Приложение 1.
Фамилия, имя
№
Задание
Оценка
Я уверен(а)
Я ошибаюсь
Нужна помощь
1.
Выбери правильный ответ
2.
Сгруппируй глаголы по спряжениям
3.
Вставь пропущенные буквы в глаголы в 3 лица, единственного числа настоящего времени.
Смотр…тся, готов…т, мо…т, терп…т, верт…тся, успоко…тся, называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
4.
Тренажёр
5.
Исправь ошибки
6.
Работа с деформированным текстом
7.
Тест
Кроссворд
Пазлы
Всего:
Самооценка:
Приложение 2.
Физкультминутка для глаз:
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Конец формы
Конец формы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ