Конспект урока для 2 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок- путешествие

2 класс


Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.


Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.


Задачи: Образовательная: учить видеть орфограмму, уметь проверять слова

с безударными гласными в корне слова.

Развивающая: * развивать речь, мышление, внимание, память,

наблюдательности учащихся.

* совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство

сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Тип: урок-закрепление.


Вид: сюжетно-ролевая игра.


Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.


Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков», карта маршрута, загадки, кроссворд; словари: толковый, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, звездочки.


Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Уметь: графически выделять орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной.


Принципы: I этап: наглядности;

воспитывающего обучения;

активности (игровой момент);

учет возрастных особенностей.

II этап: * коммуникативности (уметь работать в парах);

* сознательности (формирование приема самостоятельной работы);

* доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении

трудностей);

* прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым

материалом в разнообразных упражнениях);

* систематичности и последовательности (от текста к звукам).

III этап: * индивидуализации и посильности (темп движения);

* прочности (установление разных видов контроля).

Формы обучения: * коллективная (фронтальная);

* индивидуальная;

* в парах;

* индивидуализированная.

Методы: * организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:

  1. наглядный;

  2. словесный (рассказ, беседа);

  3. практический (упражнения).

* Стимулирование и мотивация (игровой момент, похвала героев);

* Контроля и самоконтроля:

  1. устный и письменный;

  2. фронтальный и групповой;

  3. текущий и итоговый.

* Самостоятельность ученика:

  1. под руководством учителя;

  2. самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения:

  • построение языковых структур (схема предложения);

  • наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).


Модель урока:























Отлично - зеленый

Сомневаюсь – синий

Не получается - красный







Карта маршрута: (2 слайд)


Как я помню

предыдущий материал

















Ход урока:


  1. Организационный момент: (3 слайд)

Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Красна птица пеньем, а человек уменьем.

Ученья корень горек, да плод сладок.

Какую пословицу выберем для девиза урока?


  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока: (4 слайд)

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».

«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».

- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?

- Какое правило не знал Витя?

-

Правописание безударной гласной в корне слова.

Назовите тему урока.

- Какие цели поставите перед собой?

- Чему будете учиться?

В течение урока мы будем отвечать на вопросы:



что?

где?

как?

чем?


Надо проверять?






Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Идти мы будем по карте. Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы урока. (5 слайд)

Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

- Откройте свои записные книжки и запишите число.


3. Минутка чистописания: (6 слайд)

- Начнем свой путь с города Чистописание.

Записаны слова: пчела, муха, паук, пчёлка, мухоловка, паучок. Разделите

записанные слова на три группы:

(В первую группу: пчела, пчёлка, во вторую группу: паук, паучок, в третью группу: муха, мухоловка.)

- Найдите слово, где все согласные глухие. (Паук.) Пропишем согласный К.

КО, КМ, КА, ИК, УК,

- Запишите эту букву красиво в предложении:

Жук-точильщик лакомится старой корой.

4. Словарная работа: (7 слайд)

Мы подошли к озеру «Словарск».

Чтобы нам его пройти нужно выполнит задание рыбки. «Выделите в словах записанного предложения корни. Посмотрите на мои подсказки, определите словарное слово. (Словарное слово «комар». Выделив корни в словах предложения и взяв из каждого корня букву, номер которой указан в подсказке.)


Учитель показывает картинку с изображением насекомого.

А что вы знаете о комарах? (Комар писклявый, злой, нос-хоботок у него

тоненький. А самки комаров сосут кровь человека и животных, так как она необходима для созревания яиц. Личинки по форме похожи на запятую, очень маленькие).

В толковом словаре прочитайте лексическое значение слова.

Комар насекомое маленьких размеров, с острым жалящим хоботком и прозрачными крылышками.

Запишите с подробным комментированием слово в тетрадь. (В слове комар два слога. Второй слог ударный, безударная непроверяемая гласная «о».) Запишите транскрипцию слова)

Что обозначает поговорка «Комар носа не подточит»? (Сделать что-то очень хорошо, гладко, чтобы не к чему было придраться.)

Прочитайте отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка. Найдите и запишите родственные слова. (8 слайд)

«Пропищал комарик медведю:

Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович – длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище – длинный носище и младший брат Комаришко – длинный носишко! Уходи, дядя!»

- Что такое однокоренные слова?

- Как называется общая часть родственных слов?

Как пишутся корни родственных слов?


5. Закрепление пройденного материала. (Избушка «Безударные гласные») (9 слайд)

Вы хорошо поработали и прошли дремучий Синтаксический лес. Но впереди новое испытание – избушка «Безударные гласные».

Читаю загадки, вы пишете отгадки и рядом проверочное слово. Кто отгадает загадку, пишет слово в кроссворд.

а) Пока дети – каждый в берете.

Повзрослели – шляпы надеты. (Грибы.)

б) Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

в) Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос.)

г) Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок!

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (Зерно.)

д) Летом зеленеет,

Осенью желтеет. (Трава.)

Запись в тетрадях:



Прочитайте выделенное слово в кроссворде.

Что такое гроза?

Гроза – бурное ненастье с громом и молнией.

Почему пишем ГРОЗА? Какое проверочное слово?

- Какими способами можно проверить безударную гласную?

- А какие ещё способы проверки вам известны?


6. Синтаксическая работа: (10 слайд)

А теперь перед нами встал лес... Чтобы не заблудиться и нас не настигла гроза в пути мы должны составить и записать предложение со словом ГРОЗА по схеме:

П С



какая? где? (Сильная гроза прогремела в небе.)


- Какие орфограммы встретились в этом предложении?

- Посмотрите внимательно на слова гроза, прогремела, в небе.

- На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными).

- Какие слова можно проверить ударением? (гроза, прогремела)


7. Самостоятельная работа. Дворик САМ-САМ.

Учащиеся читают и выполняют упражнения. Учебник

8. Город «Умники и умницы»: (11 слайд)

Последнее испытание нас ждет в городе «Умники и умницы».

Задание 1 уровня: Вставить пропущенные буквы, выделить корень.

М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.

Задания 2 уровня: Подобрать однокоренное проверочное слово.

г…ра - (названия признака)

п…ние – (название действия)

под…рить - (название предмета)

н…чевать – (уменьшительно – ласкательным)

Задания 3 уровня: Исправь ошибки.

У нас всаду растут диревя. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам! Варабей.


9. Мониторинг: (12 слайд)

- Чтобы вернуться нам надо выполнить последнее задание.

Тест.

1. Безударную гласную можно проверить:

а) в приставке;

б) в корне;

в) в суффиксе.

2. Безударная гласная в корне слова:

а) побег;

б) старушка;

в) столик.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;

б) ледник, лед, ледяной, заледенеть;

в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочным словом к слову г…ра является:

а) гарь;

б) горы;

в) горький.

5. В слове нельзя проверить безударную гласную:

а) зима;

б) пальто;

в) холод.


10. Итог урока.

К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.

- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

- Какие гласные в корне требуют проверки?

- Как вы подбирали проверочные слова?

- Какие вопросы возникли по этому уроку?


11. Рефлексия. – Оцените свою работу на уроке (на листах карты маршрута.)


12. Домашнее задание.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ