Конспект урока для 5 класса «Правописание не с глаголами»

Русский язык 5 класс

Тема: «Правописание не с глаголами»

Цель: Познакомить учащихся с правилом написания частицы не с глаголами, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

I.Психологический настрой

II.Чтение стихотворения

Кто не может жить без не?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!


Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.


И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.


Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.


А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.


Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.


-Ребята, вы поняли меня? О чем идет речь?

-Чего не хватает здесь? (частицы не)

-О чем мы сегодня будем говорить? Тема урока?

Сформулируйте ее. (правописание частицы не с глаголами)

Запишем в тетради тему урока.

III.Создание проблемной ситуации

-Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.

-Как узнать, когда слова пишутся слитно? Когда отдельно? Подумайте, ответьте на данный вопрос. Мне одной не справиться, помогите разобраться в этом вопросе.

Попробуйте составить кластер.

Употребляются ли глаголы без не?

IV. Составление кластера



да

Употребляются ли глаголы без не?



нет















частицу не пишу раздельно частицу не пишу слитно



-Умеете ли вы применять на практике то, что составили? Сейчас мы убедимся в этом, решив орфографическую задачу.

V.Орфографическая задача (работа в парах)

На доске слова:

(Не)навидеть, (не)говорить, (не)умею, (не)волить, (не)годовать, (не)знать, (не)истовствовать, (не)боялся, (не)доумевать,(не)здоровится, (не)любить.

Задание: разделите слова на две группы, подумайте, какие слова вы напишете слитно, какие отдельно.

- Запишите слова в тетрадь.

Вывод (учащиеся): в русском языке есть слова, которые нельзя употреблять без не. Нет таких слов как годовать, навидеть, поэтому их мы будем писать слитно.

VI. Словарно-орфографическая работа

-Прочитайте слова, которые вы записали слитно с частицей не.

Это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.

Словарные слова



неволить


негодовать


ненавидеть


недоумевать


неистовствовать


VII. Лексическая работа (толкование слов)

-Объясните смысл этих слов.

-Что значит негодовать? Недоумевать?

VIII. Сопоставительный анализ.

- Ребята, вы изучаете казахский язык. Мне интересно, а есть ли в казахском языке отрицательная форма глагола?

IХ. Сообщение ученика

Задания по вариантам: (ученик сам дает) составить предложение

I в.- со словом

IIв.- со словом

Чтение предложений

Вывод:

Х. Музыкальная пауза. Выборочный диктант

-Ребята, вы любите песни?

- Я предлагаю вашему вниманию песню. К песне есть задание: слушая песню, выберите из текста и запишите в тетрадь глаголы в отрицательной форме (с частицей не) «Слушай да записывай!».

Песня «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит

Лишнего не спросит 2р.

Вот что значит

Настоящий верный друг


Проверка: Как вы написали не с глаголами? Почему?


ХI.Творческое списывание (на местах)



Задание: поставить на место пропуска, подходящие по смыслу глаголы с не, объяснить знаки препинание.


Футбольная команда 5–го «А» класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря 5 «Б» класса Игоря Демидова все нет и нет.

«Что же с ним случилось?» - ... (недоумевает)защита.

«Сорвать решающий матч! Как это можно?!» - (негодует)капитан.

« ... (Ненавижу)я таких!» - открыто заявляет нападающий.

«А, может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...(нездоровилось)», - пытается защитить своего друга болельщик Олег Костин.

Слова для справок: ненавижу, нездоровилось, негодует, недоумевает.


Взаимопроверка.

ХII. Обобщение

Задание: выберите слова, относящиеся к теме нашего урока, запишите в тетради.

На доске:

(Не)жил, (не)лепый, (не)уклюже, (не)большой,(не)видит, (не)ряха, (не)хочу,(не)доумевал,(не)дело, (не)смотрит, (не)бег, (не)был, (не)взлюбил.

Проверка.

-Слова каких частей речи остались?

-Как они пишутся с не? Почему?

ХIII.Подведение итогов урока, выставление оценок

XIV.Д/з. Составьте собственную модель правописания частицы «не», используемую в домашних условиях




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ