Конспект урока для 2 класса "Правописание разделительного твердого и мягкого знака"
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г.Оренбурга
Конспект урока русского языка
2 класс по программе «Гармония»
I категории
Шрам Ирины Васильевны
технологическая карта урока
ФИО учителя: Шрам Ирина Васильевна
2 класс. Дата: 16 апреля 2014г.
Предмет: русский язык, УМК «Гармония»
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме.
Тема урока. Правописание разделительного твердого и мягкого знака.
Тип урока: открытие новых знаний.
Использованные технологии:
Исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цель урока: научить правильно писать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком.
Задачи урока :
Образовательные:
• создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой
• отработать навык правописания слов с разделительным ъ и ь знаком.
Развивающие:
• создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы
• способствовать развитию орфографической зоркости
• развивать умение работать в паре, в группе.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,
Планируемые результаты:
Личностные результаты учащихся:
• осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого и мягкого знака и успешного использования его в словах,
• понимать значимость правильного написания твердого знака,
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке,
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей,
• самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого и мягкого знака,
• уметь формулировать правило по написанию разделительного твердого и мягкого знака в словах.
Коммуникативные:
• внимательно слушать друг друга,
• уметь работать в паре , группе.
Предметные результаты:
Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных ь и ъ знаков;тренировать способность к умению различать написания Ъ и Ь;
совершенствовать навыки работы со словарём.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, рабочие тетради, карточки с текстом , в который включены слова с мягким и твердым знаком презентация к уроку, сигнальные карточки для оценки результатов работы, светофор.
Ход урока:
№пп
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1
Самоопределение к деятельности
Организация направленного внимания на начало урока.
Учитель проверяет готовность детей к уроку. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Психологически настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.
Регулятивные:
- волевая саморегуляцияЛичностные:
смыслообразование (Я должен посмотреть...)
Коммуникативные:
-подготовка к учебному сотрудничеству с учителем и со сверстниками.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности.
Актуализировать знания о правописании твердого и мягкого знака в словах.
1. Игра «Рыбалка»
- С какого шага начинаем? - В какой части слова вы умеете проверять орфограммы?
–двое у доски слово «вьюн».
-Проверка з-б, выявление трудности постановки знака буквы.
Вы уже догадались о чем сегодня пойдет речь?
Почему они в стороне от всех букв?
Так может быть они нам и не нужны?
Какую роль они выполняют в словах?
Работают с словами, в которых проверяемые орфограммы.
Проверяют и подсчитывают количество правильных ответов, –двое у доски слово «вьюн».
Отвечают на вопросы учителя:
-( с разминки)
(в корне)
-О буквах ъ, ь.
-(Они не имеют звуков)
-Нужны)
(Ь показатель мягкости согласного, Ъ разделяет согласный от гласного) - схемы
Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассников, сравнивать со своими ответами.
3
Целеполагание.
Постановка учебной задачи.
Познакомить с учебной задачей.
Согласовать и зафиксировать тему и цель урока.
1. Организовывает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
2. Фиксирует актуализированные способы действия в речи (повторение правил).
3. Фиксирует актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).
4. Организовывает обобщение актуализир. способов действий. Мотивирует к учебному действию.
Ребята, выдогадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Кто может назвать тему урока?
Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?)
Какие задачи необходимо решить?
-Что вам поможет сделать открытие?
-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовый алгоритм
Путь 2: Выработать самим алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
-Каким путём мы пойдём и почему?
-Хорошо! Итак, мы сами «откроем» правило написания слов с разделительными ь и ъ знаками
1. уч-ся ставят цель урока.
2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) вывод в учебнике .
3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели
(правописание разделительных ъ и ь знаков)
Учиться писать слова с ь и ъ знаками
Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре.
План.
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
Личн:анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока
Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других.
4
Построение проекта выхода из затруднения
Учить самостоятельно формулировать правило, организовать фиксацию преодоления затруднения.
1. Организовывает реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. Организовывает фиксацию нового способа действия в речи.
3. Организовывает фиксацию нового действия в знаках.
4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.
5. Организовывает усвоение детьми нового способа действий во внешней речи
( в парах
- Что помогает в открытии нового?
-Составим план нашей работы.
- Расположите правильно части плана.
План.
Сделаю вывод.
Построю схему.
Проанализирую слова
Учитель предлагает выполнить упр. 553 учебника, где предлагается слова разбить на 2 группы.( с комментированием) Какие? (Слайд2)
1)-А анализировать мы будем слова из упражнения учебника. (Слайд 2)
- Что значит проанализировать? (Найти признаки сходства и различия)
– Что общего в каждой группе слов?
-Выделим корни в словах.
- Какая часть стоит перед корнем?
- Что же разделяет ъ? Перед какими буквами пишется ъ разделительный?
.- Что общего в словах второго столбика?
- Перед какими буквами пишется ь разделительный знак?
2)- Построим схему. Работа в группах.
Повторим правила работы в группе.
3) Сделайте вывод.( расскажите правило), опираясь на схему. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму.
– Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод?
- проводят наблюдение над словами в написании которых есть ъ и ь
- определяют роль ъ и ь в слове и их правописание.
- -самостоятельно формулируют правило и записывают его в виде опорной схемы.
План .
План работы.
1.Проанализирую слова.
2. Построю схему.
3. Сделаю вывод
Выполняют упражнение с комментированием.
-Найти сходства и различия.
(работают маркером на доске)
Отвечают на вопросы учителя
Работа в группах - составление схем, проверка с исправлениями и дополнениями.
Делают вывод, пользуясь схемой.
(Читают правило по учебнику)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
5
физминутка
6
Первичное закрепление во внешней речи.
формирование навыка правописания разделительного твёрдого знака.
. Организовывает самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия.
- Ну что ж, начнём тренироваться ставить эти знаки в нужном месте.
И сейчас я вам предлагаю работу в микрогруппах . (Паровоз)
Каждая группа получает задание. Прикрепить свой вагон к составу поезда, на котором записаны слова с пропущенной буквой. Вам надо подумать какой разделительный знак надо вписать ь или ъ. Как только запишите, идёте и прикрепляете свой вагон.
Слова на вагонах: объявил, съехались, подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье.
Ну а теперь посмотрим, какой состав поезда у нас получился.
- работа в микрогруппах.
(учащиеся выполняют задание).
Слова на вагонах: объявил, съехались, подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье.
Проверка работы групп.
Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Личн:осознание смысла изучения правописания ъ и ь знака и успешное использование его в словах.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой
Учить детей в самоорганизации при выполнении учебного задания.
- Организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
-По результатам выполнения самостоятельной организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти.
-А мы продолжаем учиться различать, где писать разделительный ь, а где разделительный ъ. И сейчас я предлагаю вам поработать в паре с проверкой.
Положите перед собой лист с заданием. Ваша задача: внимательно прочитать слова. Решить орфографические задачи. Кто сможет составить из них предложение и записать на листочке. .
Вз…ерошенные прыгали у вороб…и руч…я
Приход солов…и весны об…явил.
- самостоятельная работа по карточкам в парах с проверкой работы других пар.
(Взъерошенные воробьи прыгали у ручья. Соловьи объявили приход весны.)
Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Личност: самоопределение к деятельности, способность к самооценке.
Коммун: умение работать в группе и парами.
8I
Включение в систему знаний.
Закрепить изученный материал, проконтролировать умения учащихся использовать полученные умения и навыки.
Организует самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой по образцу.
Работа по учебнику (самостоятельная)
Проверяют свою работу по образцу на экране..
9
Домашнее задание
Учитель предлагает выполнить дома разноуровневые задания (на экране)
Красный огонек – – упр .557
Желтый огонек - придумать и записать по 7 слов с разделительным ъ и ь.
Зеленый огонек – найти стихи, в которых есть разделительный ъ.
Слушают учителя, выбирают и записывают домашнее задание.
Познавател:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
10
Рефлексия учебной деятельности
Сформировать личную ответственность за результат своего труда.
1. Организовывает рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
С какой новой орфограммой познакомились?
-Что нового узнали?
-Какие задачи мы ставили? Какой вывод мы можем сделать?
-Удалось ли нам достичь поставленных цели?
- Оцените свою работу на уроке в листах самооценки.
-Выставление оценок за урок. Комментирование оценок.
-Подумайте и сделайте вывод о результатах своего труда на уроке с помощью дешефратора :
-Пусть каждый из вас выберет себе утверждение.
Перед вами карточки разного цвета. Выберите утверждение с которым вы согласны, поднимите соответствующийцвет дешефратора
Спасибо за работу. Сегодня вы хорошо потрудились, молодцы!
Оценивают свою деятельность, взаимодействие с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Личн:осознать смысл правописания разделительного ъ и ь, понимать значимость правильного написания разделительного твёрдого и мягкого знака.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ