Конспект урока для 2 класса «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»
Автор: Пошелюжная Галина Ивановна
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»
Тема
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
Цели
Образовательные:
- уточнить особенности буквы «ь»;
- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;
- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.
Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать.
Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения.
ФОРМИРОВАТЬ УУД:
- Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.
- Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности.
Учить формулировать проблемы.
- Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Планируемый результат
Предметные:
учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»;
повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;
будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.
Личностные:
осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.
Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Основные понятия
«Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь.
Межпредметные связи
Окружающий мир
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь;
- презентация: «Написание слов с ь»;
-презентации-тренажёры «Гимнастика для укрепления глазных мышц» и «Зимняя физминутка»;
- смайлики,
- алгоритмы самооценки: листы самооценки «Шкала успеха»,
- конверты с заданиями;
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
Формирование функциональной грамотности в определении УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить цели учебной деятельности.
- в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
1. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
- Встали ровно, подтянулись.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок!
- Какой сейчас у вас урок?
- Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.
- Улыбнитесь друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов. Кто настроен на преодоление трудностей покажите зеленый смайлик, кто сомневается в своих силах – жёлтый, кто не уверен - красный
2. Проверяет готовность детей к уроку.
Проверьте всё ли на столе в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Откройте тетради: запишите число.
- На что надо обратить внимание при записи числа?
3.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Ребята, а к нам спешит еще одна гость. Посмотрите на слайд.
- Она принесла много интересных заданий, а чтобы вы добивались в работе успеха, приготовила для вас гостинцы из леса( листы самооценки), в них вы и будете отмечать свои успехи на этом уроке.
Отгадайте, какую букву белочка изобразила для вас.
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на …. (Мягкий знак!)
-Что за работу предлагает нам выполнить сейчас белка?
- Для чего мы выполняем её?
- Из каких элементов состоит Ь?
Показ на доске учителем написание мягкого знака.
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
- А теперь напишите мягкий знак и соединения с ним в тетради.
- Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения.
4. Целеполагание.
Подводит учеников к формулировке темы и цели урока.
- За ваше старание белка приготовила для вас необычную ромашку. Чем она необычна?
Подумайте сами, обговорите в парах.
- Как вы думаете, для чего белка принесла задания с Ь?
- Что вы о нем уже знаете?
- Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Назовите тему урока.
- Поставьте перед собой учебную задачу: чему вы будете учиться сегодня на уроке? Обговорите в парах.
- Что нужно вам, чтобы добиться цели?
- Итак, что сегодня вы будете изучать?
- Как вы будете это делать?
- Где будете применять эти знания?
- Каждый этап вы будете контролировать и оценивать, по критериям, которые будут даны для каждого задания.
Приветствуют учителя.
Выполняют действия, предложенные учителем.
- Урок русского языка.
Ребята показывают своё настроение при помощи смайликов.
Выполняют действия, предложенные учителем.
- На словарные слова: декабрь, классная , работа.
Отгадывают загадку.
- Минутка чистописания.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают.
Объясняют свой выбор.
Обучающиеся прописывают в тетрадях Ь и соединения с другими буквами.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают. Работа в парах.
Объясняют свой выбор.
Уч-ся высказывают свои предположения.
Правописание слов с Ь.
Работа в парах
Спланировать урок
Ь
Вывести правило
В заданиях белки, упражнениях в учебнике, игра.
Слайд презентации№1
Слайд №2
Слайд № 3
Слайд №4
Слайд №5
Игра: «Лишняя буква».
Вот ромашка непростая,
А чудесная какая.
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо объясните.
Слайд №6
Слайд №7
План урока:
Повторить, то что знаем о букве Ь
Вывести правило написания Ь знака в словах
Узнать о роли Ь знака в значении слов.
Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами.
Вырабатывать каллиграфии-ческий почерк.
Регулятивные:
-контролируют свои действия. Коммуникативные:
-устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником;
- слушают и понимают речь других;
-учатся самоорганизации.
Личностные:
-самоопределение;
-осознание социальной роли обучающегося.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные:
-формирование нравственно-этических качеств.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Логические УУД:
-умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать
Регулятивные:
- определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
(10 мин)
Цели:
организовать актуализацию умений:
- в определении особенностей буквы «ь»;
-в правильном написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;
- в написании словарных слов с мягким знаком;
- фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Физкультминутка (2мин)
Цели:
Укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни. Развивать внимание
1. Актуализация знаний.
Учитель предлагает ученикам задание.
-Первый пункт плана.
Прочитайте выражение на слайде. Как вы это понимаете это выражение? Обговорите в парах.
- Найдите подтверждение в учебнику на с. 124
- Переходим ко 2 пункту нашего плана.
2. Словарная работа.
Учитель предлагает задание для словарной работы.
- Белка несла для вас слова, но по дороге некоторые буквы выпали и вот что получилось. Что вы можете сказать? Предложите задание. Обговорите в парах.
- Эту работу вы будете оценивать.
Что будете оценивать?
Что будете контролировать?
- В листах самооценки по предложенным критериям оцените себя.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте сами, обговорите в парах.
-Просигнальте смайликами, кто так же выполнил задание.
- Какой вывод можете сделать? Подтвердите свои слова доказательством из учебника с. 125
Правильно ли мы вывели правило?
-Чтобы дальше нам работалось легко, давайте проведем гимнастику для глаз.
3.Работа по закреплению правила.
- У белки для вас есть еще одно задание. Посмотрите на слайд.
- Что заметили? К какой части правила относятся эти слова?
Запишите эти слова.
Какие слова у вас получились? К какой части правила они относятся? Докажите словами из правила.
- Что можете сказать про Ь?
4. Самостоятельная работа с упражнениями из учебника.
- Посмотрите и предложите упражнения для самостоятельной работы.
- Прочитайте задание , обговорите в парах.
- Что надо сделать?
- Это задание вы будете оценивать.
Оцените себя по критерия данным к этому заданию.
Учитель называет слово, если
Ь в конце – дети хлопают;
Ь в середине – топают;
Нет Ь – приседают.
( сильный, смелый, мель, огоньки, стулья конь, песенка, пальцы, июль, сентябрь, зонтики, капелька, жизнь)
5.Работа с планом:
- Итак , какие пункты нашего плана уже реализовали?
- Что осталось?
Работа в парах.
Ребята читают правило на с. 124 в учебнике. Делают вывод, что
это уже изучали в 1классе.
Ь знак не обозначает звука.
Работа в парах.
Рассуждают.
- Записать вставить буквы.
- Правильное написание слов с непроверяемой безударной гласной.
- Правильность соединения букв в словах, аккуратность.
Самостоятельное выполнение словарной работы в тетрадях. Проверка по образцу.
Работа в листах самооценки.
Два обучающих работают у доски.
Высказывают свои выводы.
Читают правило в учебнике
Выполняют упражнения для глаз.
Расслабляются под лёгкую музыку.
Ребята делают соответствующие записи.
Проверка: 3 ряд по цепочке на доске.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают правило в учебнике.
Дают полные ответы на вопросы учителя.
Обучающиеся работают с учебниками.
Упражнение № 204
Работа в парах.
Разбор образца упражнения.
Оценивать правильное написание слов с Ь знаком на конце.
Ребята пишут.
Анализируют и оценивают свою работу.
Выполняют движения по заданию.
Анализируют проделанную работу.
Слайд №8.
Слайд №9
Вывести правила написания Ь в словах.
Проверка по образцу.
Слайд № 10
Критерии оценивания словарной работы:
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балл – допустил 1 ошибку;
1 балл – допустил 2 ошибки;
0 баллов – допустил 3 и более ошибок;
Слайд №11
Презентация-тренажёр
Слайд №12
Проверка по образцу.
Слайд №13
Слайд №14
Критерии оценивания самостоятельной работы
2 балла – выполнил сам, без ошибок;
1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки;
0 баллов – нужна помощь
Слайд №15
Слайд №16
Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.
Усвоить правильное написание словарных слов.
Уметь правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.
Уметь различать согласные звуки по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком и гласными буквами: «е, ё, ю, я, и».
Различать множественное и единственное число имён существитель-ных.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
общеучебные:
-ориентировка в пространстве учебника;
-осмысленное чтение материалов, размещённых в нём;
-извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.
Личностные:
-ориентироваться на здоровый образ жизни;
-осуществлять профилактику утомления глаз.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:
-осмысление лексического значения слов.
Личностные:
-осознание и оценивание алгоритма своего действия;
-перевод внешней речи на внутренний план.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
логические:
-развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
-достаточно точно выражать свои мысли;
-умение объяснять свои действия;
- способ написания.
Регулятивные:
-умение принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
- оценивать свою деятельность.
Личностные:
-стремление проявлять самостоятельность;
-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений.
Регулятивные:
-умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать и оценивать собственную деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
логические:
-умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы.
Коммуникативные:
-умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса.
Личностные:
-ориентироваться на здоровый образ жизни.
Регулятивные:
-умение корректировать и оценивать собственную деятельность.
III. Локализация индивидуальных затруднений.
(6 мин)
Цели:
- выявить место и причину затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
1.Игра «Волшебники». Работа в парах.
Учитель объясняет задание.
- Я предлагаю вам побыть в роли волшебников. У вас на столах – волшебная карточка для работы в парах. Положите её перед собой. Через каждое слово вместе с другом пропустите Ь и превратите при помощи его в новый предмет, объясните друг другу значение каждого слова.
Организует проверку.
Выслушивает доказательства, объяснения.
- Сделайте вывод. Какую еще роль играет Ь в словах?
- Итак посмотрите на план урока.
Что можете сказать?
Слушают объяснение учителя.
Читают задание, в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности, аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют проверку.
Каждая пара объясняет значения слов, которые у них получились
Вывод: может менять значение слов.
Читают план. Делают вывод.
Слайд №17
Знать особенности буквы «ь».
Уметь составлять новые слова, понимать или находить в словаре их лексическое значение, объяснять его. Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь».
Личностные:
-поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
-иметь мотивацию к учебной деятельности,
-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений;
-проявлять самостоятельность, ответственность;
-стремиться к развитию мышления.
Регулятивные:
- стремиться к преодоле-нию препятствий;
-умение принимать и сохранять учебную задачу.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:
-создавать алгоритм деятельности;
-выполнять необходимые преобразования;
-строить логическую цепочку рассуждений;
- работать со словарём.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы.
IV.Итоговый контроль
(5 мин)
Цели:
- самопроверка ЗУН по эталону;
- самооценка;
- индивидуальная рефлексия достижения цели.
1.Работа в рабочих тетрадях 1 часть.
- Мы выполнили намеченный план урока, но что еще осталось?
- Итоговый контроль выполните в рабочих тетрадях с.60 №132.
- Что будете оценивать?
Выполните это задание следующим образом:
- кто уверен, что он усвоил материал хорошо – выполнит все упражнение;
- кто сомневается в своих знаниях – выполнит 3 столбика;
- кто в себе не уверен может выполнить 2 столбика.
Проверка усвоения материала.
Правильное написание слов с Ь на конце и в середине слова.
Выполняют задание.
Осуществляют проверку.
Оценивают работу по критериям в листах самооценки.
Проверка по образцу
Слайд №18
Слайд №19
Критерии оценивания итоговой работы
2 балла – выполнил сам, без ошибок;
1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки;
0 баллов – нужна помощь
Составлять предложение из предоставленных слов.
Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
Уметь доказывать раздельное написание предлогов со словами и применять это правило на письме.
Помнить написание сочетаний –жи, -ши, -чк, -чн, -нч.
Уметь находить безударные гласные в корне слов и подбирать проверочные слова к ним.
Регулятивные:
-планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать результаты коллективной работы.
Коммуникативные:
-развивать мотивацию к учебной деятельности;
-знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(3 мин)
Цели:
- соотнесение цели урока и его результатов;
-самооценка работы на уроке;
-осознание метода преодоления затруднений.
Итог урока.
Подводит к сопоставлению целей урока и его результатов.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников.
-Над какой темой работали?
- Какие знания добыли сегодня на уроке?
2. Самооценка деятельности на уроке.
Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке при помощи «Шкалы успеха»
- Подсчитайте общее количество баллов и отмети свои достижения на шкале успеха.
- Сделайте вывод: удалось ли вам достигнуть поставленной цели ,что и кто помог вам в ее достижении.
3. Рефлексия учебной деятельности
-Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…
Предлагает сигнальной карточкой дать ответ на вопросы.
- Кто доволен собой?
- Кому было легко?
-Кому нужна помощь?
- Появилось солнышко с улыбкой, значит у большинства хорошее настроение.
Спасибо за ваше трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Эти качества помогли вам сегодня достигнуть намеченных целей.
4. Домашнее задание
(по выбору)
- 1.Творческое задание.
Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком после согласных звуков в середине или в конце слова.
2. Выполнить упр. 205 на с.125.
- Кому не понятно задание? У кого есть вопросы?
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен!
Высказывают своё мнение.
Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение.
Задание опережающего характера:
1 ученик читает стихотворение про Ь.
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять,пять.
Вместо шесть получим
шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Подсчитывают баллы в листах самооценки.
Делятся своими выводами.
Выражают своё отношение к уроку. Дописываю фразы на обратной стороне листа самооценки.
Отвечают на предложенные вопросы при помощи сигнальных карточек.
Школьники выбирают смайлик, отражающий их настроение
Ребята выбирают и записывают домашнее задание. Уточняют непонятные моменты.
Слайд №20.
Слайд №21
Слайд №22
Продолжите предложения
На уроке я работал …….( активно/ пассивно)
Своей работой на уроке я .....(доволен/ не доволен)
Материал урока мне был …( понятен/ не понятен)
Слайд №23
Слайд№24.
Личностные:
-стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.
Регулятивные:
- контролировать
и корректировать собственную деятельность;
-выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;
-понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:
- проявлять самостоятельность, ответственность;
-стремиться к развитию мышления.
Коммуникативные:
-уметь полно и грамотно выражать свои мысли;
- проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления.
Личностные:
- стремление к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ