Конспект урока для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями ЖИ - ШИ"

Урок русского языка в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-

Цели: способствовать формированию навыка правописания гласных букв в сочетаниях

жи-, ши-; развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.

Ход урока

  1. Организационный момент. Ты - сиди за партой стройно, и веди себя достойно!

«Спеши делать добро»- девиз нашего сегодняшнего урока.

II. Вступительное слово учителя. Учитель читает стихотворение А. Барто.

- Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?

III. Сообщение темы урока. Постановка целей.

- Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.

Прочитайте пословицу: «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

Коллективное выполнение упражнения 3 «Давайте подумаем вместе».

- Прочитайте. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

- На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь!

- Назовите выделенное слово (упражнение 1). Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)

Тренировочное упражнение (упражнение 5). Работа по вариантам.

Упражнение «Трудное задание».

- Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит - котёнок бежит; ручей дрожит - котёнок дрожит.

- В каких случаях переносное значение, а в каких - прямое ?

Словарно-орфографическая работа.

Будь смелым не языком, а делом.

Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? ( Г. Бойко)

- Когда так говорят:

«язык чешется» - хочется очень о чём-то рассказать;

«проглотить язык» - замолчать, отказаться говорить;

«чесать языком» - в болтовне зря проводить время;

«вертится на языке» - то, о чём никак не можешь вспомнить.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Э. Куклина

Не хотел котёнок мыться

- Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком Моет лапу языком.

С. Маршак

Физкультминутка

Игра «Каков характер?».

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, дети хлопают в ладоши, а если злой - топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.) 2. Работа в тетради «Русский язык». Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

ЁЖ

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.



- Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

Г. Сатир

Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

- Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д.

Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

- Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова - слова, зимы - зимы, холода - холода, кружки - кружки, стрелки - стрелки, белок - белок.)

- Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

- Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)

- Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие - с заглавной?

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

- Подчеркните в словах буквосочетания жи~, ши-.

- Придумайте и запишите 2-3 слова на данное правило.

Упражнение «Спиши».

- Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.

V. Итог урока. Знай и правильно пиши сочетания жи-ши-!!!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ