Конспект урока для 2 класса «Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Опарино Кировской области
Технологическая карта к уроку письма и развития речи
во 2 классе коррекционной школы 8 вида по теме:
«Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу»
( с элементами интеграции предметных областей «чтение» и «домоводство»)
Кокоулина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
пгт.Опарино, 2014
-
Тема урока
Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу.
Тип урока
Закрепление полученных знаний и применение их на практическом материале
Цель
Формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
- образовательная: совершенствование умений правильного обозначения гласных после шипящих.
- развивающая: развитие внимания, памяти, зрительно-слухового восприятия, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитие речи.
- коррекционная: коррекция графо- моторных навыков, пространственной ориентации.
- воспитательная: воспитание трудолюбия; воспитание уважительного, бережливого отношения к окружающему миру.Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Сформировать навык правильного написания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу на практическом материале;
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные
-Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
Развивать умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение работать в группе, паре.
Основные понятия
Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу, слово , предложение.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи- чтение- домоводство- окружающий мир
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Мультимедийное сопровождение урока русского языка: интерактивная презентация Smart ,видеофрагмент, музыкальный отрывок.
Карточки с творческим домашним заданием, тетради, шаблоны букв, разрезная азбука.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Этап урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Интерактивное
сопровождеие
І Организационный
Момент
Цель: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Приветствие
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать и писать
И друг другу помогать.
Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.
Включение в деловой ритм.
Приветствуют учителя стоя.
Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.
Личностные : самоопределение регулятивные : целеполагание
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II
Мотивация и психологический настрой
Цель: обеспечение мотивации предстоящей деятельности
-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по удивительной сказочной стране Бибигонии. А пригласил нас в гости наш друг Бибигон. В какой сказке он живет? Кто автор этой сказки? Правильно К.И.Чуковский- замечательный сказочник и детский друг. Посмотрите на портрет этого писателя- что можете сказать о его характере? Какие произведения К.И.Чуковского вы знаете? Вот именно в гости в удивительный мир его героев мы отправляемся – вы готовы?
Мотивирует учащихся ,побуждает к высказыванию собственного мнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Личностные:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
1.
2.
III Актуализация знаний
Цель: актуализация субъектного опыта
1)Пальчиковая гимнастика
2)Озеро Чистописания
Выполнений действий по тексту стихотворения.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой… теплый!
-Ребята, в книжках правда, случаются чудеса закройте глазки и мы отправляемся в сказочную страну.
На пути мы видим озеро Чистописания. Там купаются буквы.
На ощупь (с закрытыми глазами) – дети определяют по шерховатому образцу букву, называют).
Ж Ш Щ Ч (учитель пишет на доске, дети записывают в тетрадях).
Характеристика звуков (согласные звуки, шипящие, ж, ш – твердые; ч, щ - мягкие).
Дети с тяжелыми нарушениями моторных навыков, выполняют написание букв по обводке
А давайте нашим буквам бросим спасательные круги ( выбрать для каждого сочетания свою букву)
Какие сочетания у нас получились? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока? (написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Показывает пальчиковую гимнастику. Готовит руку детей к письму.
Учитель пишет буквы на доске. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
Оказывает индивидуальную помощь детям с тяжелыми нарушениями моторных навыков.
Формулирует проблемную ситуацию. Поощряет высказывания детей.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Открывают тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.
Отвечают на вопросы учителя. Работают на интерактивной доске.
Высказывают собственное мнение.
Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.
Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом
IV
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Цель: обеспечение восприятия, осмысления изучаемого материала
А вот теперь мы с вами оказались на мостике. А кто это нас здесь встречает? (Правильно. Это Бармалей) Мы сможем пройти по мосту ,если будем знать куда и зачем идем.
–Попробуйте определить тему урока и подумайте что сегодня мы будем делать на уроке? Бармалей с радостью нас пропускает дальше.
Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
Формулируют тему урока, составляют общий план работы.
Выслушивают иное мнение, высказывают свое мнение.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:постановка вопросов;
познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;формулирование проблемы
Личностные:
умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
V
Развитие умений – применение знаний
Цель: Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
А) Наблюдение над написанием сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу
(работа с интерактивной доской Smart или как вариант презентация Microsoft POWER POINT)
Б)Физминутка
В ) Перенос полученного навыка в самостоятельную деятельность
Г )Зрительная гимнастика
Д )Работа над развитием связной речи
VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель: формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установление внутрипредметных и межпредметных связей
Мы с вами попадаем на Поляну сказок.
Вам надо прочитать строки, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание. Внимание! Сбоку вы видите подсказку, выполняя задание, вы имеете право ею пользоваться. Работать будем в парах.
(В конце выполнения задания дети выбирают сочетание, подходящее к их строкам и подставляют)
Работаем в парах ,сначала обсуждаем и доказываем почему пишем именно эту букву.
Мойдодыр (жи-ши)
Да здравствует мыло душ…стое,
И полотенце пуш…стое.
Федорино горе (ча-ща)
Я Федорушку прощ…ю,
Сладким ч…ем угощ…ю.
Бармалей ( чу-щу)
А Таня и Ваня хохоч…т,
Бегемотово брюхо щекоч…т.
Из каких сказок строки? Запишите строки из сказки вашей пары. Подчеркнем изученные сочетания. Молодцы , а мы покидаем поляну сказок и идем дальше .
Под песню «Бармалея» имитируем движения на слова песни.
- Почему все-таки необходимо слушать родителей? Что может произойти с непослушными детьми? Но мы с вами знаем как себя вести безопасно, поэтому двигаемся дальше.
И мы попадаем в лес Приключений.
Придумайте и запишите 3 слова с данными орфограммами:- жи-ши-ча-ща-чу-щу Работаем в группах.
Придумайте с одним из слов предложение .Постарайтесь, чтобы это предложение было связано со сказками К.И. Чуковского (в помощь вам будут картинки на слайде) Обсудите в группах и выберите самое лучшее предложение.
Работа у доски. Представитель каждой группы записывает и объясняет написание орфограмм в словах в предложении. Молодцы и это задание оказалось нам под силу. Мы покидаем лес приключений. И отправляемся дальше.
По дороге встречаем бабочек из сказки К.И.Чуковского «Путаница»
На пути у нас горы Трудолюбия.
Видео фрагмент из мультфильма «Федорино горе»
- Почему посуда убежала от Федоры?- Будем ли мы вести себя как Федора? Надо воспитывать в себе аккуратность, опрятность, и все вокруг себя содержать в чистоте. А как вы заботитесь о посуде? Покажите как вы моете посуду.
- Какие предметы убежали от Федоры? С посудой случилась беда: давайте поможем Федоре собрать всю посуду. Для этого нам надо соединить стрелками части слов и записать в тетрадь.(Дети с нарушениями моторики собирают пазл –картинку, с данными предметами посуды)
Ча шка
Но жи
Чай ник
Чу гун
Как одним словом назвать все эти слова? На какие вопросы они отвечают?
Мы помогли Федоре помыть и собрать всю посуду. И отправляемся дальше.
А раз мы с вами сделали хорошее дело, то попадаем мы на опушку Доброты. Смотрите: кто-то сидит под деревом? Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ....
Правильно, доктор Айболит.
Из какой он сказки? А кто приходил к нему лечится?А давайте и мы поможем зверятам: если мы правильно вставим букву, то вылечим .
Выполняют задания Тренажера. Ребята, а как нужно относиться к животным? Все звери благодарят вас за бережное отношение к природе.
Но нам с вами пора отправляться домой. Ведь здесь в школе вас тоже ждут добрые дела.
Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) .Побуждает обучающихся к общей работе в группах, к наблюдению и самостоятельной записи предложений с сочетаниями жи,ши,ча,ща, чу,щу в тетрадь.
Выявляет имеющиеся знания.
Показывает движения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников
Побуждает к самостоятельным действиям.
Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.
Развивает навык правильного написания сочетаний :- жи-ши-ча-ща-чу-щу
Объясняет порядок выполнения.
Организует учебное исследование для выделения понятия «посуда»
Устанавливает осознанность ситуации.
Организует деятельность по применению знаний.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы и загадку
Организует пространство для отработки навыка правописания изучаемых сочетаний.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Работают в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения в паре.
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Записывают предложения, вставляя необходимые сочетания.
Проверяют написанное.
Доказывают правильность написанного.
Выполняют движения.
Применяют полученный навык правописания. Проговаривают по цепочке.
Высказывают собственное мнение.
Выслушивают иное мнение.
Самостоятельно записывают полученную в ходе обсуждения информацию в тетрадь.
Выбирают лучшее предложение.
Наблюдают за записью предложения на доске.
Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют задания, соответствующие их способностям, совместно с учителем.
Выполняют зрительную гимнастику.
Отвечают на вопросы учителя.
Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания
Осуществляют пошаговый контроль по результату
познавательные: решение проблемы, построение рассуждений, доказательство
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
предметные-
навык правильного написания сочетаний
Личностные:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом
познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VII
Итог урока
Цель: определение степень достижения цели и выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
А чтобы нам попасть домой нам надо рассказать Бармалею , чему мы сегодня научились?Первую строчку говорит Бармалей , а вторую должны сказать дети.
Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем букву у.
Наш Бармалей также ,как в сказке К.И.Чуковского стал добрым. Но ,чтобы вы не забывали его задает вам домашнее задание на карточках.
Давайте вспомним: в какой стране мы сегодня побывали? Кто автор замечательных сказок? С героями каких произведений мы встретились?
У Корнея Ивановича Чуковского ещё очень много удивительных сказок и интересных героев (обратить внимание на выставку книг), которые вас ждут в библиотеке.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Дает:комментарий к домашнему заданию;
Организует и контролирует запись Д/З
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Самостоятельно записывают Д/З в дневник
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
VIII
Рефлексия
Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
На волшебном цветочке –отрываем лепесток и отвечаем на вопросы:
Сегодня на уроке я понял………..
Я научился…………..
Теперь я умею………
Теперь я знаю……………..
Больше всего мне понравилось………….
Мне было трудно………….
А теперь
А теперь ребята, возьмите свой жетончик и положите в волшебные шкатулочки:
1 У меня все получилось.
2.Я работал хорошо, но мне ещё надо постараться.
3.Мне было не очень интересно, скучно.
Выставление отметок учителем.
Спасибо всем за урок! Мы с вами хорошо потрудились!
Побуждает к анализу урока, к самоанализу.
Организует оценочные высказывания обучающихся
Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия
Используемые интернет- ресурсы:
http://rus.1september.ru/urok/- «Я иду на урок русского языка»
http://www.metodkabinet.eu- Методкабинет (интерактивные задания)
http://metodisty.ru/m/files/view/sochetaniya- професииональное сообщество педагогов «Методисты»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ