Конспект урока для 7 класса "Причастие как эстетическая категория художественного текста"


Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Петушки

Сафронова Е. В.



Урок словесности – это одна из форм учебных занятий, где эстетическая функция родного языка не только не теряется за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой, но и помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.


Урок словесности Причастие как эстетическая категория художественного текста.


Цель урока 1. Раскрыть стилистические особенности причастия как выразительного

средства в художественном тексте.

2. Наблюдая за использованием причастий в художественном тексте,

формировать чувство эстетического наслаждения словом, восхищение им.

3. Воспитывать любовь к родному языку, его богатству и красоте.

Оборудование: тексты художественных произведений,

репродукции картин.


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, мету-

щий комнату; мы говорим: которая скачет, который ме-

тёт и прочее – заменяя выразительную краткость причас-

тия вялым оборотом.

А. С. Пушкин

План

  1. Стилистические особенности причастия.

  2. Употребление причастий в тексте различных книжных стилей.

  3. Роль причастий, выступающих в качестве имён существительных.


Ход урока


Слово учителя

Прежде, чем мы начнём говорить о стилистических особенностях причастия, давайте вспомним, признаки каких частей речи оно в себе совмещает. (Учащиеся называют общие признаки с глаголом и прилагательным).

Именно эти свойства причастия и послужили причиной того, что оно так привлекает писателей и поэтов. Способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Причастие не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.


I . 1. Найдите причастия в отрывке из произведения Н. Г. Гоголя «Тарас Бульба» и определите их роль в тексте.

Описание степи.

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотание, - всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

/ В тексте создаётся образ степи. Пейзаж виден глазами повествователя. Причастия, имея значение действия, наполнили образ движением, тем самым соединили зрение и слух и через созданный образ обогатили чувствами текст. (Степь живая, подвижная). Эти чувства конкретизируются причастиями-синонимами (блестящими, светящихся)./

Определите, какие причастия, действительные или страдательные, создают незримое присутствие человека в пейзаже.


  1. Стихотворение С. Я. Маршака

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

/ В этом стихотворении автор использует причастия и прилагательные. Здесь 10 прилагательных, 2 одиночных причастия и 4 причастия с зависимыми словами.

Причастия наряду с прилагательными раскрывают образ прекрасного весеннего цветка ландыша, передают признаки в действии, создают выразительность./


  1. Б. Пастернак

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.


Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.


Степной, нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

/Причастия характеризуют короткий, но яркий , звонкий, бурный месяц июль. Именно причастия помогают так точно и образно описать июльские дни, наполненные особым светом, запахом, звуком, движением./


II Очень часто в художественных произведениях причастия выступают в роли имён существительных. Найдите в данных текстах причастия и определите их роль.

  1. Н. А. Некрасов

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Почему автор не даёт определяемые слова к причастиям?

/Стихотворение потеряет краткость, лаконичность, приобретёт вялость/

  1. Д. Кедрин


Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

Каким членом предложения является причастие?


  1. Отрывок из стихотворения М. Волошина

Заклинание

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращённых в прах,

Из мук казнённых поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений-

Возникнет праведная Русь

Сколько причастий в тексте? Какие из них употреблены в значении существительных?


III . Причастия употребляются не только в художественном стиле речи. Их нередко используют также в научном и публицистическом стилях.

Для сравнения обратимся к следующим текстам и постараемся определить роль причастий в них.

  1. Великий поход в защиту «зелёного друга» нужно начать с Москвы.

И у нас в Москве найдётся немало заброшенных пустырей, ещё захламлённых углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики будущих внутриквартальных скверов.

(Л. Леонов)

/Публиц. стиль. В данном тексте причастия имеют эмоционально- оценочное значение. Используя их, автор помогает читателю «увидеть» событие, стремится воздействовать на чувства./

2. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкапыванием повреждённая заморозками ботва срезается на высоте 10-12 см., а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище.

/В научном тексте причастия используются для точности, краткости речи. Для сравнения замените причастия глаголами./


  1. Мы познакомились с тем, как могут обогатить нашу речь причастия, выполняющие эстетическую функцию. Попробуем сами сделать описание более ярким и полным, используя причастия и причастные обороты.

1. В предложенный текст включить причастия. (Описание по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

2. Составить 10-12 предложений с причастиями и причастными оборотами по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


  1. Выводы о роли причастий в книжной речи.


Д. з. Выписать 5 предложений с причастиями из 2 главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», дать устный стилистический анализ этих предложений.


Литература

  1. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл. Пособие для учителя. – М.: Дрофа,1996 г.

  2. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979г.

  3. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1984г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ