Конспект урока для 5 класса "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС"
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС».
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Цель урока:
Обобщение у учащихся знаний и умений по разделу «Синтаксис».
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать, закрепить и упрочить знания и умения, полученные учащимися при изучении синтаксиса.
Учить мотивированно вычленять из текста словосочетания.
Практическим путем углубить представление о предложении и его членах.
Закрепить сведения о знаках препинания.
Развивающие:
Развивать речь у учащихся через восприятие художественного слова.
Формировать умения поисковой работы.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к художественному слову.
Воспитывать чувство любви к прекрасному.
Форма проведения: дидактическая игра.
Оборудование:
Карточки с заданиями.
Карточки с цифрами.
Тексты на карточках.
Карта путешествия.
Схемы задания.
Слайды.
Структура урока:
Разъяснение цели и задач учебной деятельности учащихся и правил игры.
Актуализация опорных знаний в форме разминки.
Выполнение по группам специально подобранных знаний.
Подведение общих итогов.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Эмоциональный настрой на работу.
Слайд №1.
Вступительное слово учителя.
Спит нежный снег.
Давно открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула чёрной буквою синица.
Она звенит, как маленький звонок,
Ребята, начинается урок.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Учитель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие - плавание по стране Синтаксис. Ее вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле по морям и океанам. А ваши знания о синтаксисе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания.
А в путешествие отправятся команды: Запятая, Точка, Тире.
Следить за правильностью маршрута будет жюри в составе главного судьи и двух ассистентов.
Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда сможет справиться с заданием.
- Итак, тема урока – «Синтаксис». Запишите её.
Слайд №2.
Цель: мы должны с вами обобщить знания, полученные при изучении этого раздела и углубить представление о строении словосочетаний и предложений.
Учитель: Путешествовать вы будете по карте страны «Синтаксис».
Слайд №3.
Оценивать ваши знания буду именами прилагательными, образуя цветик-семицветик. Сначала он перед вами черно-белый. Постепенно за выполненное задание каждый лепесток приобретает цвет и надпись.
МИНИ-ОПРОС.
Учитель:
Мы друг к дружке повернулись,
Мы друг дружке улыбнулись.
И с хорошим настроеньем
Начинаем повторенье
Актуализация знаний.
РАБОТА В ГРУППАХ (командах)
Дети разбиваются на 3 команды. Каждая команда готовит рабочее место (сдвигаются 3 парты) и получает задание.
Найдите словосочетания и запишите их в тетрадь.
1 команда
2 команда
3 команда
урок начался летит солнце иду домой
читать книгу старая сосна пел и плясал
папа и мама пели песню решил задачу
быстро бежал открыл и взял старый дом
наступило лето белый снег лает собака
сказал всем солнце светит взял мяч
Проверяем. Слайд №4.
Учитель: Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая
остановка не близко, и пассажиры будут коротать время за
выполнением заданий.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Слайд №5.
Дифференцированное задание.
(Учащимся предлагаются карточки с фрагментом текста).
Задание:
Выпишите словосочетания по данной схеме «прил. + сущ.».
(Каждый учащийся работает в индивидуальном темпе. Наиболее продвинутые ученики выписывают больше словосочетаний.
За каждое выписанное словосочетание учащийся получает 1 балл. И даже дети, плохо справившиеся с заданием (выделившие 1-2 словосочетания), получают баллы, что стимулирует их к дальнейшей активной работе на уроке).
Текст.
Перед нами русская изба. А русская изба строилась без единого гвоздя, без железной скобы или стального болта. Концы брёвен соединялись так, что держались друг за дружку.
В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянной резьбой.
Стоит на деревенской улице такая изба-красавица с кружевным наличником, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.
Проверяем. Слайд №6.
Учащиеся:
- Русская изба.
- Без единого гвоздя.
- Без железной скобы.
-Стального болта.
- В сосновом бревне.
- Круглый шип.
- Деревянной резьбой.
- На деревенской улице.
- С кружевным наличником.
- С узорчатым балкончиком.
-С затейливым крыльцом.
У каждого на столе лежит карточка с цифрами.
Учитель читает предложения - высказывания.
Учащиеся ставят в карточке:
-если согласны с данным утверждением - знак «+»,
-если не согласны – знак « - ».
Учитель: Слайд №7.
1. Слова в словосочетании связываются по смыслу.
2. Словосочетания могут быть с главным словом – прилагательным и
главным словом – наречием.
3. Главные члены предложения являются словосочетанием.
4. В словосочетании зависимое слово связывается с главным только
грамматически.
5. С помощью вопроса обозначается смысловая связь между словами в
словосочетании.
Проверяем. Слайд №8.
-
1
2
3
4
5
+
-
-
-
+
Учитель: Ответы верные!
Сделаем вывод.
Учащиеся:
Слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и
грамматически.
Смысловая связь между словами в словосочетании обозначается с
помощью вопроса.
Словосочетания состоят из главного слова и зависимого.
Словосочетания могут быть с главным словом – существительным, называются - именными и главным словом – глаголом, называются – глагольными.
Главные члены предложения не являются словосочетанием.
Учитель: Наш корабль берет курс на океан ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Но, чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
СЦЕНКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»
(У участников инсценировки нагрудные плакаты, на которых изображены знаки препинания.)
Ведущий: У последней Точки на последней строчке собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный: Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий: Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы.
Вопросительный: Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий: Тут сказало Многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие: Если вам угодно знать, я важней чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят многоточие.
Ведущий: Вопросительный знак удивился.
Вопросительный: То есть как?
Ведущий: Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный: Вот так-так!
Ведущий: И сказала Точка, Точка-одиночка…
Точка: Мной кончается рассказ – значит, я важнее вас.
Ведущий: Но права ли Точка, Точка-одиночка? Что вы скажете в ответ? Всех важнее Точка?
Все: Нет! Знаки всякие важны, знаки разные нужны.
Учитель: Нас так радушно приняли знаки препинания. А давайте теперь попробуем составить предложения, разные по цели высказывания, используя эти знаки препинания.
Это будет пропуск на выход в океан ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Запишем их в тетрадь.
Сделаем вывод. – Какие предложения называются повествовательными,
побудительными, вопросительными?
Слайд №9.
Учитель: Сообразительные!
Учитель: Корабль выплывает в океан Предложения, и впереди нас ждет остров ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Друзья! Наше судно налетело на подводные камни, получило пробоины и дало течь. От скорости вашей работы зависит жизнь корабля. На судне имеется все необходимое для починки. (На месте пробоины карточка с вопросительным знаком. На обратной стороне карточки задание.)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА (1 уч-ся)
Учитель: Пробоины залатали, корабль движется дальше. Подплываем к острову ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Но, чтобы высадиться на остров, нужно ответить на вопросы:
- Какие члены предложения являются главными?
- Что составляют они в предложении?
- Как называются остальные члены предложения?
Учитель: На острове ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ находится дворец ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Но дорогу к дворцу найти нелегко. И все-таки давайте мы попробуем…
- Запись в тетрадь.
1 команда
Задание. Угадайте подлежащее.
а) Дует холодный________.
б) Белые_________ падают на землю.
в) В лесу прыгает с ветки на ветку________.
г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый_______.
д) Его ищет по лесу хитрая________.
Сделаем вывод. - Что называется подлежащим? Чем оно выражается?
2 команда
Задание. Угадайте сказуемое.
а) Весной ====== душистая черемуха.
б) Осенью деревья ====== свой наряд.
в) Ночью ====== веселый дождик.
г) Крупные капли ====== по железной крыше.
д) Водосточной трубой ====== говорливый ручеек.
Сделаем вывод. – Что называется сказуемым? Чем оно обычно
выражается?
3 команда
Задание. Найдите грамматическую основу.
а) Москва – столица России.
б) Глагол – часть речи.
в) Книга – лучший друг.
г) Грач – весенняя птица.
д) Собака – верный друг человека.
Сделаем вывод. – Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Слайд №10.
Учитель: Вы у меня любознательные!
Учитель: А вот и дворец ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Жили в простом нераспространенном предложении подлежащее и сказуемое. Жили дружно и слаженно, составляли грамматическую основу предложения. Однажды постучались к ним слова:
- Тук-тук, кто в предложении живет?
- Главные члены – подлежащее и сказуемое. А вы кто?
- А мы можем служить второстепенными членами предложения.
Живут теперь слова в простом предложении, которое стало называться распространенным.
Какие же члены предложения могут жить в простом предложении? Это мы узнаем, побывав во дворце ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Пройдемся по залам этого дворца. Но каждая команда посетит непохожие друг на друга залы: Определение, Дополнение, Обстоятельство. Бросим жребий, кому какие залы достанутся.
- Работа в тетрадях.
Определение
~~~~~~~ ласточка свила ~~~~~~~ гнездо.
На дне ~~~~~~~ оврага течет ~~~~~~~~ ручей.
На ~~~~~~~ поляне пестрели ~~~~~~~~ цветы.
На землю упали ~~~~~~~~ листья.
~~~~~~~ дождик умывает ~~~~~~~~~ листочки деревьев.
- Что называется определением? Чем оно выражается?
Дополнение
1) Мы собираем в лесу_ _ _ _ _.
2) Свежий ветерок играет_ _ _ _ _ .
3) Листочек оторвался _ _ _ _ _ _.
4) Тонкая паутина зацепилась _ _ _ _ _ _.
5) Дикие гуси готовились _ _ _ _ _ _.
- Что называется дополнением? Чем оно выражается?
Обстоятельство
По поляне _._._._._. пробежала белка.
Она держала гриб_._._._._. .
Белка взбежала _._._._._. .
Она засунула грибы _._._._._. .
Зверек _._._._._ скрылся _._._._._ .
- Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?
Слайд №11.
Учитель: Прекрасные ответы!
Учитель: Побывав на острове ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, во дворце ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вспомнили очень много о членах предложения.
Наш корабль плывет по волнам океана ПРЕДЛОЖЕНИЙ, где в одной из бухт – бухте НЕИЗВЕСТНОСТИ – нас ждут сюрпризы.
А пока мы в пути, чтобы не было скучно, вспомним наши
стихи-правила.
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
Обстоятельство
На вопросы Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Учитель: Мы подплываем к бухте НЕИЗВЕСТНОСТИ. Здесь вас ждут неразгаданные тайны.
Какие же слова спрятались в этих схемах предложений?
Начертите схемы в тетрадях и постройте по ним предложения.
~~~~~~~_______ ======== _._._._._. .
________ _._._._._. ======= ~~~~~~~ _._._._._. .
_._._._._. ======= ~~~~~~~~_________.
~~~~~~~_______ ======= ~~~~~~~~_ _ _ _ _ _.
_._._._._. _______ =======_._._._. .
_________._._._._._ ====== _._._._._. .
Учитель: Замечательное выполнение!
Учитель: Мы с вами нашли все слова, которые спрятались в этих схемах. И впереди на пути к дому полуостров ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
А пока мы доплываем до полуострова, подумайте:
-Что означают ЗПТ и ТЧК в тексте телеграммы?
Полуостров ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, где нас ждут задания.
Расставьте знаки препинания:
а) Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки.
б) Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно.
в) Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
II. Составьте предложения по схеме и расскажите правило:
О: О, О, О. О, О, О – О.
Слайд №12.
Учитель: Грамотное выполнение!
Учитель: Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой.
Но осталось последнее препятствие. От этого зависит скорейшее возвращение домой. Мы можем сесть на мель, если не справимся с заданием – полным синтаксическим разбором предложения.
ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ.
Учитель:
Работа в тетрадях.
Запишем предложение.
Блестят крупные капельки росы на листьях цветов.
Учащиеся:
По цели высказывания предложение - повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, по наличию главных членов - простое, по наличию второстепенных членов – распространенное.
Слайд №13.
Учитель: Отличная работа!
ОЦЕНКА.
Учитель: Ребята, оценка ваших знаний перед вами.
(Появляется цветик - семицветик)
ИТОГ УРОКА.
Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
Итоги нашего плавания подведет жюри.
Слайд №14.
Учитель:
- Ребята, вспомним, о чем шла речь сегодня на уроке?
Учащиеся:
- Мы находили словосочетания в предложении.
- Учились составлять предложения, разные по цели высказывания.
- Находили грамматическую основу предложения.
- Повторили все о второстепенных членах предложения.
- Строили предложения по схемам.
-
Учитель:
- Привести пример предложения, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель:
- Сегодняшний урок был уроком систематизации и повторения
материала по разделу «Синтаксис».
Мы повторили известные вам сведения о словосочетании и предложении. Конечно, вы стали теперь умнее, начитаннее, грамотнее, чем в прошлом учебном году. Ваши знания стали более глубокие, а ответы – более полные и выразительные.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд №15.
§ 43
Задания дифференцированного характера.
Уровень А – упражнение 249;
Уровень В – упражнение 251.
Уровень С – написать рассказ «Путешествие по стране
Синтаксис».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ