Конспект урока для 3 класса «Развитие речи. Изложение «Зяблик с колечком»
Автор проекта: Дмитриева Е.В.
УМК «Перспектива»
Предметная область: Филология
Класс: 3
Тема: Развитие речи. Изложение «Зяблик с колечком»
Тип урока: общеметодологическая направленность.
Образовательные цели:
Закрепить знания младших школьников о структуре текста (адаптированного) повествовательного характера (по жанру – рассказа) и о связи между частями текста.
Выявить роль плана в развитии темы.
Развивать умение полно и последовательно излагать содержание, точно употреблять слова.
Формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы.
Воспитывающие цели:
Воспитывать любовь ко всему живому в природе.
Прививать навыки фенологических наблюдений.
Развивающиая цель:
Развитие наблюдений, логического мышления, памяти.
Деятельностная цель: формировать умение строить новое знание и применять его.
Формирование УУД
Личностные УУД:
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
Познавательные УУД:
Обучение работе с информацией, представленной в тексте изложения.
Проводить сравнение, выбирая верное решение
Регулятивные УУД:
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма. Использование речи для регуляции своего действия (анализ текста).
Применять установленные правила в планировании способа написания текста.
Сравнивать способ действия и результат (написанный текст) с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
Коммуникативные УУД:
Умение строить монологическое высказывание
Метапредметные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
• организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
• осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах;
• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд .
• понимать цель выполняемых действий,
• оценивать правильность выполнения задания;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Основные структурные элементы урока:
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Первичное чтение текста.
Беседа по тексту и ответы на вопросы.
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Вторичное чтение текста и составление плана для изложения.
Орфографическая работа.
Физминутка. Танцевальные движения под музыку.
Самостоятельная запись текста изложения.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Оборудование:
Презентация.
Распечатанные тексты изложения.
Запись трели зяблика.
1.Каждую часть пиши с красной строки.
2. Предложения строй правильно и красиво.
3. Трудные слова заменяй словами близкими по смыслу.
4. Проверь текст.
Раскраска зяблик.
Межпредметные связи : Литературное чтение. Тема «Люби всё живое».
Окружающий мир. Тема «Мир животных», «Лес – волшебный двроец»
1.Мотивация к учебной деятельности .
Я рада, что мы готовы к уроку, к общению друг с другом. На сегодняшнем уроке русского языка мы продолжим наши открытия, но многие задания вам уже под силу выполнять самостоятельно. У каждого из вас будет возможность проверить себя.
Актуализация знаний.
Напомните, пожалуйста, основные части текста.
Расскажите о правилах письменного оформления текста, который включает вступление, основную часть, заключение.
Объясните значение слова «план».
О чем мы сейчас говорили?
Как вы думаете для какой цели мы это повторили?
Посмотрите внимательно на данные предметы. Можете ли вы что-либо сказать о них.
Это кольца для окольцевания птиц. С помощью колец ученые-экологи сопоставляя информацию об окольцованных птицах, могут отслеживать судьбу птиц и узнавать больше о миграции птиц и их образе жизни.
Сегодня вы узнаете об одной из таких птиц.
Узнаёте ли вы по снимку эту птичку?
Прочитайте загадку и текст. Они помогут вам в ответе на вопрос.
В России очень много нас -
Побольше, чем дроздов.
И песенку задорную
Я с ним пропеть готов.
— обыкновенная птичка наших лесов, размером с воробья, жизнерадостный и бойкий певец весеннего леса. Откуда-же взялось такое название?
Известно, что эта птица перелетная, но иногда она оставалась зимовать в родных краях. Это происходило в те далекие времена, когда на Руси основным средством передвижения были лошади. В суровую зимнюю пору, когда толстый слой снега накрывал землю, единственным и надежным источником корма зимующих птиц были зерна овса, которым кормили лошадей.
Русский народ всегда тонко подмечал особенности поведения и внешнего вида каждой птицы и метко давал ей название.
Возможно, что русское название он получил из сострадания к нахохлившейся, маленькой и озябшей птичке, смело оставшейся на родине в жестокий мороз, а может быть, из-за его манеры часто держаться осенью и весной большими стайками на зяби.
Вот такая история произошла с писателем Николаем Ивановичем Сладковым.
Вступление, основная часть, заключение.
Каждая часть пишется с красной строки.
План — это порядок расположения смыслового содержания текста по частям
О тексте, его типах, об основных частях текста, о плане текста, о правилах письменного оформления текста/
Эти знания нам будут необходимы для работы на сегодняшнем уроке. Будем работать с текстом.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Это птичка зяблик.
Первичное чтение текста.
Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.
Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать.
Какое задание вы можете предложить по работе с данным текстом?
Остановимся на варианте : изложение.
Является ли данное сообщение текстом? Докажите.
Сколько частей в данном тексте?
О ком говорится в данном тексте?
Слайд 6.
Варианты учащихся /списать текст с выделением изученных орфограмм, написать изложение./
Беседа по тексту и ответы на вопросы.
Что можно узнать по надписи на кольце?
В какое время суток летят зяблики на юг?
Какой враг летит вдогонку зябликам?
Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?
Слайд 7.
По надписи на кольце можно узнать о перемещении птиц.
На юг зяблики летят утром и вечером.
Вдогонку зябликам летят ястребы.
Писатель Сладков надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Слайд 8.
Вторичное чтение текста, выбор названия к тексту и составление плана для изложения.
Выберите название к тексту, обоснуйте свой выбор.
«Птицы осенью»
«Зяблик с колечком»
«Враги зябликов»
План:
1.К югу.
2. Перелёт зябликов на юг.
3. Враги птиц.
4. Пойманный зяблик.
5. Зяблики-расскзчики.
Чем занимались? Для какой цели?
Слайд 9.
Обоснование выбора названия текста учащимися.
Слайд 10.
Работа в тетради. Запись числа, названия работы. /Изложение. «Зяблик с колечком»
Коллективное составление плана изложения. Запись плана в тетрадь.
Определили части текста, составили план. Для письменной передачи текста.
Орфографическая работа.
Орфограммы в каких словах сможем определить?
Безударная гласная, проверяемая ударением: здоровым /здОрово/, летят/полЁт/, окольцованные/кОльца/, мастера/мАстер/.
Парная согласная: ослаб/слаБый/
Словарные слова: дорога
Чк,чн : птиЧКи, колеЧКо.
Чу,щу: ищут.
Физминутка. Танцевальные движения под музыку.
Запоминание текста и пересказ по частям,
самостоятельная запись текста изложения.
Слова для справок: тронулись, отдыхают, достаётся, не посадил, окольцованные.
Слайд 11.
Текст изложения убирается.
У каждого учащегося памятка.
1.Каждую часть пиши с красной строки.
2. Предложения строй правильно и красиво.
3. Трудные слова заменяй словами близкими по смыслу.
4. Проверь текст.
Рефлексия учебной деятельности.
Закончите предложения:
На уроке я
— узнал(а) … ;
— понял(а) … ;
— научился(лась) … .
Самооценка
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен(льна)изложением, которое написал(а) .
Слайд 12.
Домашнее задание: найти описание зяблика, разукрасить птичку, составить несколько предложений о жизни птички.
Слайд 13.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ