Конспект урока для 3 класса «Развитие речи. Изложение «Зяблик с колечком»

Автор проекта: Дмитриева Е.В.

УМК «Перспектива»

Предметная область: Филология

Класс: 3

Тема: Развитие речи. Изложение «Зяблик с колечком»

Тип урока: общеметодологическая направленность.

Образовательные цели:

Закрепить знания младших школьников о структуре текста (адаптированного) повествовательного характера (по жанру – рассказа) и о связи между частями текста.

Выявить роль плана в развитии темы.

Развивать умение полно и последовательно излагать содержание, точно употреблять слова.

Формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы.

Воспитывающие цели:

Воспитывать любовь ко всему живому в природе.

Прививать навыки фенологических наблюдений.

Развивающиая цель:

Развитие наблюдений, логического мышления, памяти.

Деятельностная цель: формировать умение строить новое знание и применять его.

Формирование УУД

Личностные УУД:

  • Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Познавательные УУД:

  • Обучение работе с информацией, представленной в тексте изложения.

  • Проводить сравнение, выбирая верное решение

Регулятивные УУД:

  • Самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма. Использование речи для регуляции своего действия (анализ текста).

  • Применять установленные правила в планировании способа написания текста.

  • Сравнивать способ действия и результат (написанный текст) с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Коммуникативные УУД:

  • Умение строить монологическое высказывание

Метапредметные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
• организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
• осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах;
• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд .
• понимать цель выполняемых действий,
• оценивать правильность выполнения задания;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Основные структурные элементы урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

    2. Первичное чтение текста.

    3. Беседа по тексту и ответы на вопросы.

    4. Физминутка «Стая птиц летит на юг»

    5. Вторичное чтение текста и составление плана для изложения.

    6. Орфографическая работа.

    7. Физминутка. Танцевальные движения под музыку.

    8. Самостоятельная запись текста изложения.

    9. Рефлексия.

    10. Домашнее задание.

Оборудование:

Презентация.

Распечатанные тексты изложения.

Запись трели зяблика.

Памятка.

1.Каждую часть пиши с красной строки.

2. Предложения строй правильно и красиво.

3. Трудные слова заменяй словами близкими по смыслу.

4. Проверь текст.

Раскраска зяблик.

Межпредметные связи : Литературное чтение. Тема «Люби всё живое».

Окружающий мир. Тема «Мир животных», «Лес – волшебный двроец»









1.Мотивация к учебной деятельности .



Я рада, что мы готовы к уроку, к общению друг с другом. На сегодняшнем уроке русского языка мы продолжим наши открытия, но многие задания вам уже под силу выполнять самостоятельно. У каждого из вас будет возможность проверить себя.

Актуализация знаний.

Напомните, пожалуйста, основные части текста.





Расскажите о правилах письменного оформления текста, который включает вступление, основную часть, заключение.



Объясните значение слова «план».





О чем мы сейчас говорили?













Как вы думаете для какой цели мы это повторили?



















Посмотрите внимательно на данные предметы. Можете ли вы что-либо сказать о них.



http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=489992879-40-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=91657980-04-72&n=21





http://www.mybirds.ru/groups/cenar/k4-1.jpg



Это кольца для окольцевания птиц. С помощью колец ученые-экологи сопоставляя информацию об окольцованных птицах, могут отслеживать судьбу птиц и узнавать больше о миграции птиц и их образе жизни.



Сегодня вы узнаете об одной из таких птиц.

Зяблик Зяблик





Узнаёте ли вы по снимку эту птичку?

Прочитайте загадку и текст. Они помогут вам в ответе на вопрос.

В России очень много нас -
Побольше, чем дроздов.
И песенку задорную
Я с ним пропеть готов.






зяблик

обыкновенная птичка наших лесов, размером с воробья, жизнерадостный и бойкий певец весеннего леса. Откуда-же взялось такое название?

Известно, что эта птица перелетная, но иногда она оставалась зимовать в родных краях. Это происходило в те далекие времена, когда на Руси основным средством передвижения были лошади. В суровую зимнюю пору, когда толстый слой снега накрывал землю, единственным и надежным источником корма зимующих птиц были зерна овса, которым кормили лошадей.

Русский народ всегда тонко подмечал особенности поведения и внешнего вида  каждой птицы и метко давал ей название.

Возможно, что русское название   он получил из сострадания к нахохлившейся, маленькой и озябшей птичке, смело оставшейся на родине в жестокий мороз, а может быть, из-за его манеры часто держаться осенью и весной большими стайками на зяби.









Вот такая история произошла с писателем Николаем Ивановичем Сладковым.























Вступление, основная часть, заключение.



Каждая часть пишется с красной строки.



План — это порядок расположения смыслового содержания текста по частям



О тексте, его типах, об основных частях текста, о плане текста, о правилах письменного оформления текста/









Эти знания нам будут необходимы для работы на сегодняшнем уроке. Будем работать с текстом.





























Слайд 2.







Слайд 3.



























Слайд 4.







































Слайд 5.







Это птичка зяблик.

Первичное чтение текста.

Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.
Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать.



Какое задание вы можете предложить по работе с данным текстом?

Остановимся на варианте : изложение.

Является ли данное сообщение текстом? Докажите.

Сколько частей в данном тексте?

О ком говорится в данном тексте?





Слайд 6.



















Варианты учащихся /списать текст с выделением изученных орфограмм, написать изложение./

Беседа по тексту и ответы на вопросы.



Что можно узнать по надписи на кольце?





В какое время суток летят зяблики на юг?





Какой враг летит вдогонку зябликам?





Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?




Слайд 7.



По надписи на кольце можно узнать о перемещении птиц.







На юг зяблики летят утром и вечером.



Вдогонку зябликам летят ястребы.





Писатель Сладков надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.



Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)



Слайд 8.

Вторичное чтение текста, выбор названия к тексту и составление плана для изложения.

Выберите название к тексту, обоснуйте свой выбор.

«Птицы осенью»

«Зяблик с колечком»

«Враги зябликов»



План:

1.К югу.

2. Перелёт зябликов на юг.

3. Враги птиц.

4. Пойманный зяблик.

5. Зяблики-расскзчики.

Чем занимались? Для какой цели?






Слайд 9.

Обоснование выбора названия текста учащимися.







Слайд 10.

Работа в тетради. Запись числа, названия работы. /Изложение. «Зяблик с колечком»



Коллективное составление плана изложения. Запись плана в тетрадь.



Определили части текста, составили план. Для письменной передачи текста.

Орфографическая работа.

Орфограммы в каких словах сможем определить?

Безударная гласная, проверяемая ударением: здоровым /здОрово/, летят/полЁт/, окольцованные/кОльца/, мастера/мАстер/.

Парная согласная: ослаб/слаБый/

Словарные слова: дорога

Чк,чн : птиЧКи, колеЧКо.

Чу,щу: ищут.


Физминутка. Танцевальные движения под музыку.


Запоминание текста и пересказ по частям,

самостоятельная запись текста изложения.

Слова для справок: тронулись, отдыхают, достаётся, не посадил, окольцованные.

Слайд 11.

Текст изложения убирается.

У каждого учащегося памятка.

1.Каждую часть пиши с красной строки.

2. Предложения строй правильно и красиво.

3. Трудные слова заменяй словами близкими по смыслу.

4. Проверь текст.


Рефлексия учебной деятельности.

Закончите предложения:

На уроке я

узнал(а) … ;

понял(а) … ;

научился(лась) … .

Самооценка

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень) доволен(льна)изложением, которое написал(а) .

Слайд 12.

Домашнее задание: найти описание зяблика, разукрасить птичку, составить несколько предложений о жизни птички.

C:\Users\Таня\Desktop\13892463c47a63f8568b81dae012e432.gif

Слайд 13.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ