Конспект урока для 3 класса "Род имени существительного"
Учитель: Денисенко Н.А.
Русский язык, 3 класс
Тема: «Род имени существительного»
Цель: 1. создать условия для отработки учащимися навыка определять род имени существительного;
2. способствовать развитию логического мышления и устной речи, через умение отвечать, доказывать свою точку зрения;
3. содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, навыку самоконтроля, самооценки.
Оборудование: план, фотографии отгадок, дидактический материал к уроку.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Мотивационно-целевой этап.
Орфографическая минутка.
2. Операционный этап.
Теоретический этап.
Тест.
Помощь:
Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:
-ев-
-от-
-ость-
-авиц-
-ок-
3. Рефлексия.
- Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу.
- Запишите число, классная работа.
- Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.
1) Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
2) Кто-то утром застеклил,
Как окошко, воду,
Чтоб карасик не простыл
В лютую погоду. (лёд)
3) Он рисует на стекле
Пальмы, звёзды, шарики,
Говорят, ему сто лет,
А шалит как маленький. (мороз)
4) На дворе – горой,
А в избе – водой. (сугроб)
5) Сказочная девочка,
Зимою к нам пришла,
Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)
- Что объединяет все эти слова? (зима)
Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.
- Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.)
- Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)
- Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера.
Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч.
Собств.-нариц. падеж
М.р., ж.р., ср.р.
- Какого рода наши слова?
- Как вы его определили? (повторение правила)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах.
- Выслушаем некоторые из них.
- Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.
- Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу.
- С какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»?
- Кто не справился с работой?
- Какие испытываете затруднения?
- Что можно посоветовать этим ученикам?
- Посчитайте баллы.
- Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного.
- Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем)
- Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?
УРОВЕНЬ 1
- Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.
Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница.
(проверка по ключу)
- Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать?
- К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ.
- Оцените свою работу, не забывайте о настроении.
УРОВЕНЬ 2
- От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.
Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.
(проверка фронтальная)
- Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные)
- Оценим свою работу.
УРОВЕНЬ 3
- Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.
- Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл?
- Определили ли вы род слова сани? (только мн.число)
- Правильность этого задания я проверю сама.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.
(чтение нескольких работ)
-Положите перед собой свой план.
- Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни.
- Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»?
- Достигли ли вы цели урока?
- У кого что-либо не получалось?
- Что мы им посоветуем? (Повторить правило)
- Как изменялось настроение?
- Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.
Учащиеся мысленно настраиваются на урок.
Ответы детей
Делают выводы
Ставят цель на урок
Выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку.
Выполняют упражнение.
Проверяют себя по контрольному листу и оценивают.
Выполняют задания и сигнализируют о готовности.
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.
КАРТОЧКА №1.
- Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.
Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, снежинка.
КЛЮЧ.
м.р. ж.р. ср.р.
Мороз, метель, облако,
праздник, удача, небо,
волшебник, снежинка, дерево.
КАРТОЧКА №2.
Задание А.
- От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.
Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.
Задание Б.
- Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.
ПОМОЩЬ (2 уровень):
Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:
-ев-
-от-
-ость-
-авиц-
-ок-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ