Конспект урока для 1 класса «Согласные звуки [З], [З,] ,буквы З, з»
Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС
Тема урока: «Согласные звуки [З], [З,] ,буквы З, з.»
Учитель Бурова Е.А.
Дата проведения 02.10.14
Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Школа России».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з , развития речи, логического мышления, памяти.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами; чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составление рассказа, работа с загадками. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков, подбор слов для проверки звонких и глухих согласных в корне.
Метапредметные результаты:
Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи урока под руководством учителя; используют в работе понятие «прямая речь», сравнивают, обобщают, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения ,оценивают свою работу и работу товарища.
Познавательные:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике;
Логические - характеризуют звуки [З], [З,] и буквы З, з; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Уметь формулировать своё мнение и позицию. Обосновывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в паре.
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки бывают гласные и согласные, научиться различать их, обозначать звуки красным, синим и зелёным цветом в слого – звуковых схемах слов; писать строчную букву з.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, карточки схем предложения, слова, сказочный «Теремок», Солнышко, музыкальные фрагменты.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1этап
Организационный
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя
2 этап
Мотивационный
Ребята, послушаем песню и посмотрим надо ли кому-то из нас обратиться в «Бюро находок». Молодцы, все готовы к уроку.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко-игрушка смеётся)
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
Слушают песню и
проверяют готовность к уроку соседа по парте
Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.
Ответы учащихся
Улыбаются друг другу
Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
3 этап
Подготовительный
Цель: подготовить речевой аппарат к работе
Дыхательная гимнастика
Фонетическая зарядка
Подготовим артикуляционный аппарат к работе.
- Выполним дыхательную гимнастику.
- Задуйте свечу.
-Задуйте много свечей.
- Как жужжит муха?
-Как рычит собака?
Игра «Доскажи словечко»
Ра-ра-ра-начинается …..
Ры-ры-ры – у мальчиков…
Ро-ро-ро- у нас новое…
Ру-ру-ру- продолжаем мы …
Ре-ре-ре- стоит домик на…
Ри-ри-ри- на ветках…
Ар-ар-ар – кипит наш …
Ор-ор-ор-созрел красный…
Ир-ир-ир- мой папа…
Арь-арь-арь- на стене висит…
Выполняют дыхательную гимнастику
Дети хором досказывают словечко:
- игра
- шары
- ведро
- игру
- горе
- снегири
- самовар
- помидор
- командир
- фонарь
Коммуникативные:
-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
Познавательные:
Логические (подбор рифм)
4 этап Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в умении называть буквы, обозначающие гласные звуки. Делить их на группы:
-буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков;
- буквы, обозначающие мягкость согласных звуков;
-буквы, обозначающие глухие согласные звуки;
- буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
5 этап.
Формулирование темы урока
6 этап.
Постановка учебной задачи.
Цель: создать условия для частично-поискового
метода.
7 этап.
Работа над новым материалом.
Цель: знакомство со звуками З], [З,].
Постановка проблемного вопроса, лингвистический эксперимент
Формулировка правила
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Закрепление
Физкультминутка
Цель: Смена деятельности
Работа в прописи
Цель: отработка техники написания элементов букв
Развитие речевого аппарата
Работа в парах
Работа по учебнику
Физкультминутка
Коллективная работа
Работа в парах
Коллективная работа
Повторение изученных знаний о предложении, слове, слоге и звуках.
Игра «Теремок». На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются изученные схемы предложения, слова, слога и звука. К доске выходят четверо учеников (по количеству схем), выстраиваются друг за другом
Учитель начинает игру.
- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо мышка (Ученик берет в руки карточки звукового анализа слова мышка и выкладывает схему).
- Смотрит: никого нет в теремке. Вошла мышка в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо лягушка. (Второй ученик берет карточки звукового анализа слова лягушка и выкладывает схему слова … и продолжает).
- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Первый ученик отвечает:
- Это я, схема мышка.
- Это я, схема лягушка.
А ты кто?
- А я схема слова, состою из трёх слогов. Пустите меня к себе жить!. Сказка-игра продолжается, пока все схемы не познакомятся друг с другом.
Затем учитель говорит: "Чтобы схемы в теремке жили дружно, они должны постараться составить по своим схемам предложение. Дети составляют.
Определение темы урока учащимися
Учитель предлагает детям отгадать загадки:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(заяц)
Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно – укусит. Ясно?
Змея)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(зонт)
На чёрный платок просыпано просо.
Пришёл петушок, а склевать – то непросто.
(звёзды)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
(зима)
-Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1) Познакомимся со звуками [З], [З,]
2) Познакомимся с буквами З, з, обозначающими их на письме.
3) Научимся писать буквы З, з.
4) Научимся внимательно слушать звуки [З], [З,] и различать их.
5) Составлять звуковые схемы слов.
Наблюдение над произношением согласных звуков [З], [З,].
Игра «Угадай звук».
-Ребята, скажите, как звенят комары? (з-з-з).
-Какие новые звуки вы услышали в словах «коза», «Зина»?
-Охарактеризуйте их.
Слого – звуковой анализ слов змей, корзина (Азбука с.91).
-Ребята, сейчас мы отправляемся в нашу мастерскую. Работа в мастерской требует много сил, да и наше Солнышко заскучало.
Задание: Из пластилина вам необходимо смастерить схемы слого-слияния твёрдого согласного звука з и мягкого согласного звука з. Составляем план работы по конструированию схем звуков.
Демонстрация своих работ.
На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.
- Что изображено на картинках?
Выполнение слого-звукового анализа слов зебра, звонок.
- Выделите согласные звуки [З], [З,].
Игра: Посчитай звуки.
-Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотвореннии:
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Работа в прописи. Письмо строчной буквы з под руководством учителя (прописи часть 3, стр.9).
Пальчиковая гимнастика.
Повторение правил посадки за столом во время письма.
На что похожа буква З?
Сравнение письменной и печатной буквы з.
Запись строчной буквы з, слогов, слов, предложений с буквой з.
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Колесо спустило», « Комар»
Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы», «Щёчки»
Работа над дикцией
Скороговорка:
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
Чистоговорка:
За - зо – зу – мы поймали стрекозу.
Зи – зе – за – приближается гроза.
Зо – за – зы – убегаем от грозы.
Зай – зей – зой – мы бежим за стрекозой.
Работа по учебнику (с.91)
-Прочитайте слоги.
-В каких слогах звук [з,] мягкий, а в каких слогах [з] твёрдый?
-Разделите слоги на две группы.
-Прочитайте слова.
Дидактическая игра «Составь слова»
Детям предлагаются слоги, кто больше составит слов с данными слогами (коза, зубы, роза, ваза, знаки, зонт, зима).
Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник с.90).
Чтение текстов с буквами З, з по учебнику (с.90-91).
Работа с текстом
Выполнение движений под музыку.
Картинный диктант. На экране по предметным картинкам (зонт, звонок, зубр, заяц, зебра, зеркало) выделить первый звук и дать ему характеристику.
-Составить из пластилиновых знаков звуковую схему одного из этих слов на парте.
Упражнения в звуковом анализе слов.
Соотнести картинки и схемы слов
Составить предложение с одним из слов
Разгадывание ребуса
за
ВЕС
Участие в ролевой игре «Теремок»
Коллективная работа у доски
Дети отвечают хором
Ответы детей
Попытки назвать тему урока.
Определение целей урока
Дети отвечают хором.
Дети высказывают предположение:
Звук з согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.
Индивидуальные ответы детей
Творческая работа –конструирование слоговых схем звуков из пластилина
Индивидуальные ответы детей.
-Звуки [з] и [З,] - звонкие;
в слове звонок звук [з] твёрдый,
в слове зебра звук [З,] мягкий.
Индивидуальные ответы детей.
Дети выполняют соответствующие движения.
Дети выполняют движения
Дети называют правила,
используя плакат на доске.
Работа в тетрадях.
Хоровые и индивидуальные ответы детей
Коллективная работа
Работа в парах
Составление слов из слогов
Дети составляют рассказ по рисунку , выразительно читают стихотворение, понимают смысл прочитанного, формулируют ответ на вопрос. Дают название рассказу – Зоопарк.
Коллективная работа
Дети называют слова, в которых встретились звуки [з,],[з].
Задают вопросы по тексту.
Дети выполняют движения.
Индивидуальные ответы детей
Составление схемы слова.
Коллективно разгадывают ребус, характеризуют первый звук в слове-разгадке
занавес
Личностные:
перенос на свой жизненный опыт
Познавательные:
анализ ситуации;
Регулятивные:
умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
Личностные: установка на здоровый образ жизни
Личностные:
-самостоятельное формулирование темы урока;
-принятие целей урока
Регулятивные:
-умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму
Личностные:
- самопроверка
- развитие мелкой моторики
- сотрудничество
Коммуникативные:
-хоровое произношение
-работа в парах
- творческая работа
Личностные:
-установка на здоровый образ жизни
Личностные:
-развитие мелкой моторики
Коммуникативные:
- хоровое произношение
УУД:- слушать и понимать речь других
-принимать позиции других людей
- соблюдение логики изложения
8 этап
Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться -белый
Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.)
Спасибо вам за урок.
Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке
Личностные:
- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ