Конспект урока для 1 класса «Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
Тверской области
Конспект урока по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш»
подготовила
учитель начальных классов
Сутягина Наталья Васильевна
2014
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема: Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш,ш
Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ш, ш и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звук [ш], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.
3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, сигналы светофора, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ш]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ш,ш, научиться читать слова с изученными буквами.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I этап. Организационный момент.
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя
- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.
Успеха и удачи вам!
Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв, сигнальных карточек.
II этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового.
- Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы. (Слайд 1)
-Что мы знаем о согласных?
-Молодцы! А всегда ли это так?
Гласные и согласные.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.
III этап. Постановка учебной задачи.
Цель: создание условий для частично-поискового метода.
- Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.82. (Слайд 2)
Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели?
-Назовите тему нашего урока.
-Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых знаний?
- Составим план урока с помощью знакомых моделей. Давайте прочитаем его.
-Много у нас задач на уроке?
-Какая должна быть работа на уроке?
Звук [ ш ].
Познакомиться с новой буквой и новым звуком.
Закрепление полученных знаний и урок новых знаний.
Составление плана урока
Четкая, активная, дружная.
IV этап
Поиск решения проблемы - открытие нового знания.
Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
- Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы.
-Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них?
Объясните значение этих слов.
.
-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели. (Документкамера)
- Какие звуки нас интересуют в этих моделях?
- Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук.
-А теперь дайте характеристику этому звуку.
-Теперь произнесите последний звук второго слова.
- Еще раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой? (Слайд 3).
- Назовите мне слова, в которых пишется буква ш.
(Слайд 4)
-А теперь перейдём к следующему этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ш, ш.
Молодцы!
- Откройте алфавит и найдите место буквы ш в алфавите.
Перед какой знакомой буквой находится буква ш?
Будем работать со схемами слов.
Шляпа, душ.
1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку.
2. Работа у доски: в слове «шляпа» два слога, первый звук [ш], второй звук – [л’] – согласный, мягкий, звонкий, третий –[а] – гласный, ударный, четвёртый –[п] – согласный, глухой, твёрдый, последний звук – [а] – гласный, безударный..
Второй ученик: в слове «душ» один слог. Первый звук в слове [д] –согласный, твёрдый, звонкий, второй – [у] – гласный, ударный, третий звук –[ш]
В слове «шляпа» нас интересует первый звук [ш ].
Это согласный, глухой, твёрдый.
В слове «душ» звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.
[ш] - согласный, глухой, твёрдый.
Буквой Ш.
Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой, твёрдый звук [ ш].
Работа с конвертами: конструирование новых букв.
Поиск информации в учебнике.
V.Физкультминутка
Ребята, я буду называть слова с буквой ш. Если буква стоит в начале слова - вы приседаете, в середине слова - хлопаете, в конце слова - шагаете.
Шишка, марш, окошко, крыша, шелест, игрушка, картошка, шоколад, мышь, кошка, шарф, шина, кукушка, груша, шутка.
Дети выполняют упражнения.
VI. Первичное закрепление.
Работа в парах.
Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой.
1)-С каким звуком мы познакомились сегодня?
Какова его особенность? Повторим. (Слайд 5)
2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «шуба», вторая - со словом « шина», а третья - со словом «груша». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»
3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы.
- Сколько слоговых моделей?
-Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит?
Прочитайте в парах звуки первого столбика.
-Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?
-Так почему же только две модели?
Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой твёрдый звук [ ш].
Парная работа. Обсуждение вопроса
Чтение слогов с изученной буквой
Их две.
Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ш ]
Первый согласный глухой , твёрдый звук [ ш ] и ртораскрыватель.
Звук [ш] не бывает мягким.
VII. Упражнение в чтении слов
Работа в парах
Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов
- Какой следующий этап работы?
Правильно. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать?
Чтение столбиков слогов и слов с новым звуком.
VIII.Физкультминутка
Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Дети выполняют упражнения.
IХ. Работа с текстом.
Цель: Работать со структурой текста: выборочно читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.
- Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста. Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст?
- Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре.
-Наши предположения о содержании текста совпали?
-Распределите роли с соседом по парте: кто будет Гришей, а кто – его соседом. Каждый пусть найдёт свои слова. Какой тон в каждом ответе Гриши? А какой тон в каждой просьбе его соседа?
«Жадина».
Чтение текста.
Ответы на вопросы.
Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.
- Скажите, выполнили ли мы всё, о чём сказали в начале урока?
- Что для вас оказалось новым на уроке?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.
Рефлексия собственной деятельности
Используемые источники:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ