Конспект урока для 5 класса "Текст - рассуждение"
Конспект урока развития речи в 5 классе
Тема урока: «Текст - рассуждение».
Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения.
Задачи
Образовательные:
формировать умение анализировать текст (определять тему, главную мысль текста, делить на части);
познакомить со структурой теста-рассуждения;
научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, логическое мышление, память учащихся;
развивать слуховое и зрительное восприятие, формировать произношение;
совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность.
Оборудование:
Справочники
Компьютерная презентация
Толковые словари
Таблички, тексты
Ход урока
Организационный момент (речевая зарядка, актуализация знаний)
- кто дежурит сегодня?
- … задай ребятам вопросы.
- слушаем, говорим хорошо (развитие слухового восприятия, слова и фразы предлагаются за экраном на слух):
текст, несколько предложений, связаны по смыслу, тема текста, главная мысль, заголовок, вступление, основная мысль, заключение
- …, назови типы текста, которые мы изучали
- …, назови особенности текста-повествования
- …, расскажи, что такое текст-описание
- узнайте у меня тему урока
- тема урока «ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ» (на доску вывешивает табличку)
Изучение нового материала
Словарная работа
- ребята, как вы понимаете слово РАССУЖДЕНИЕ?
- где можно узнать значение непонятного слова?
- …, найдите в словаре слово и прочитайте его значение
- учимся говорить слово правильно, читайте (слово написано на доске):
рас
сужд
ени
сужд-ени-е
рассуждение
- как вы думаете, когда мы рассуждаем?
-откройте справочники, продолжим работать с таблицей «Типы текста»
Слово учителя
- текст-рассуждение состоит из трёх частей (на доске вывешивает таблички, объясняет значение слов, таблица 1):
Тезис (=вступление)
Доказательства (=основная часть)
Вывод (=заключение)
Работа с образцом текста-рассуждения
- ребята, прочитайте текст Николая Ивановича Сладкова (слайд 1 - портрет писателя, тексты на партах)
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.
Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт.
Сколько дупел, столько и загадок.
Диалог по тексту
- спросите, что было непонятно? Объясните значение слов: следопыт, сыч, куница (слайды 2,3,4)
- определите тему, главную мысль текста.
- какой вопрос задаёт Н.И. Сладков?
- ответить на этот вопрос поможет текст-рассуждение.
- на сколько частей можно разделить текст?
- прочитайте вступление.
- почему автор говорит «Каждое дупло в лесу - загадка»?
подберите однокоренные слова к слову ЗАГАДКА.
- как называется эта часть текста?
- прочитайте основную часть. Как Сладков рассуждает, доказывает тезис?
- почему дупло-ночлежка? Почему дупло-кладовая? Почему дупло-спальня?
- какой вопрос я задавала?
- верно, ПОЧЕМУ? (на доске вывешивается табличка)
- как называется основная часть текста?
- какой вывод делает автор текста? Что из этого следует?
- ответил писатель на свой вопрос?
3. Подведение итогов, оценка работы.
- над какой темой мы работали на уроке?
- как строится текст-рассуждение?
- какой вопрос мы можем поставить в тексте-рассуждении?
- назовите отличие текста-рассуждения от текста-описания и текста-повествования
- оцените работу друг друга
На следующем уроке идёт языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения.
В заключение отметим, что анализ готового образца это начальный этап в работе по созданию текстов-рассуждений. Именно образец познакомит воспитанников с законами построения данного вида высказываний, научит видеть те языковые средства и конструкции, которые характерны для определённого типа речи, что в дальнейшем облегчит самостоятельную работу по созданию текстов-рассуждений.
Таблица 1
Текст-рассуждение
I. Тезис
Почему?
II. Доказательства
Что из этого следует?
III. Вывод
Таблица 2
Опорный словарь
Я думаю
Я считаю
Мне кажется
На мой взгляд
По-моему
Так как
Потому что
Следовательно
Значит
Таким образом
Поэтому
В тексте говорится, сообщается о признаках (действиях) предмета, объясняется, доказывается, что …
В тексте указываются, называются, приводятся, даются признаки предмета (действия, доказательства того, что …)
Автор описывает предмет, говорит, сообщает о признаках предмета …
Автор повествует о предмете, рассказывает о его действиях
Автор доказывает, объясняет, подводит итог, делает вывод …
Литература
Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. – М., 1982.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. 5-7 классы. - М., 1991.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
Львов М.Р. Методика развития речи. – М., 1985.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М., 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ