Конспект урока для 5 класса "Текст - рассуждение"



Конспект урока развития речи в 5 классе

Тема урока: «Текст - рассуждение».

Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения.

Задачи

Образовательные:

  • формировать умение анализировать текст (определять тему, главную мысль текста, делить на части);

  • познакомить со структурой теста-рассуждения;

  • научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод.

Коррекционно-развивающие:

    • развивать внимание, логическое мышление, память учащихся;

    • развивать слуховое и зрительное восприятие, формировать произношение;

    • совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность.

Оборудование:

  • Справочники

  • Компьютерная презентация

  • Толковые словари

  • Таблички, тексты

Ход урока

  1. Организационный момент (речевая зарядка, актуализация знаний)

- кто дежурит сегодня?

- … задай ребятам вопросы.

- слушаем, говорим хорошо (развитие слухового восприятия, слова и фразы предлагаются за экраном на слух):

текст, несколько предложений, связаны по смыслу, тема текста, главная мысль, заголовок, вступление, основная мысль, заключение

- …, назови типы текста, которые мы изучали

- …, назови особенности текста-повествования

- …, расскажи, что такое текст-описание

- узнайте у меня тему урока

- тема урока «ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ» (на доску вывешивает табличку)

  1. Изучение нового материала

Словарная работа

- ребята, как вы понимаете слово РАССУЖДЕНИЕ?

- где можно узнать значение непонятного слова?

- …, найдите в словаре слово и прочитайте его значение

- учимся говорить слово правильно, читайте (слово написано на доске):

рас

сужд

ени

сужд-ени-е

рассуждение

- как вы думаете, когда мы рассуждаем?

-откройте справочники, продолжим работать с таблицей «Типы текста»

Слово учителя

- текст-рассуждение состоит из трёх частей (на доске вывешивает таблички, объясняет значение слов, таблица 1):

  1. Тезис (=вступление)

  2. Доказательства (=основная часть)

  3. Вывод (=заключение)

Работа с образцом текста-рассуждения

- ребята, прочитайте текст Николая Ивановича Сладкова (слайд 1 - портрет писателя, тексты на партах)

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт.

Сколько дупел, столько и загадок.

Диалог по тексту

- спросите, что было непонятно? Объясните значение слов: следопыт, сыч, куница (слайды 2,3,4)

- определите тему, главную мысль текста.

- какой вопрос задаёт Н.И. Сладков?

- ответить на этот вопрос поможет текст-рассуждение.

- на сколько частей можно разделить текст?

- прочитайте вступление.

- почему автор говорит «Каждое дупло в лесу - загадка»?

подберите однокоренные слова к слову ЗАГАДКА.

- как называется эта часть текста?

- прочитайте основную часть. Как Сладков рассуждает, доказывает тезис?

- почему дупло-ночлежка? Почему дупло-кладовая? Почему дупло-спальня?

- какой вопрос я задавала?

- верно, ПОЧЕМУ? (на доске вывешивается табличка)

- как называется основная часть текста?

- какой вывод делает автор текста? Что из этого следует?

- ответил писатель на свой вопрос?

3. Подведение итогов, оценка работы.

- над какой темой мы работали на уроке?

- как строится текст-рассуждение?

- какой вопрос мы можем поставить в тексте-рассуждении?

- назовите отличие текста-рассуждения от текста-описания и текста-повествования

- оцените работу друг друга


На следующем уроке идёт языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения.

В заключение отметим, что анализ готового образца это начальный этап в работе по созданию текстов-рассуждений. Именно образец познакомит воспитанников с законами построения данного вида высказываний, научит видеть те языковые средства и конструкции, которые характерны для определённого типа речи, что в дальнейшем облегчит самостоятельную работу по созданию текстов-рассуждений.

Таблица 1

Текст-рассуждение

I. Тезис

Почему?

II. Доказательства

Что из этого следует?

III. Вывод


Таблица 2

Опорный словарь

Я думаю

Я считаю

Мне кажется

На мой взгляд

По-моему

Так как

Потому что

Следовательно

Значит

Таким образом

Поэтому

В тексте говорится, сообщается о признаках (действиях) предмета, объясняется, доказывается, что …

В тексте указываются, называются, приводятся, даются признаки предмета (действия, доказательства того, что …)

Автор описывает предмет, говорит, сообщает о признаках предмета …

Автор повествует о предмете, рассказывает о его действиях

Автор доказывает, объясняет, подводит итог, делает вывод …


Литература

  1. Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. – М., 1982.

  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. 5-7 классы. - М., 1991.

  3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

  4. Львов М.Р. Методика развития речи. – М., 1985.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М., 2005.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ