Конспект урока для 8 класса "Типы связи слов в словосочетании"
Методическая разработка урока русского языка в 8-м классе по теме «Типы связи слов в словосочетании».
Тема урока: Типы связи слов в словосочетании.
Класс: 8.
Предмет: русский язык.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
Образовательные:
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).
Ход урока:
Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Слайд № 1.
Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
Актуализация знаний.
Учитель.
Что называется словосочетанием? Слайд № 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
Соединение двух и более слов.
Состоит из главного и зависимого слова.
Бывают именные, глагольные и наречные.
Состоит только из самостоятельных частей речи
Слова, связанные по смыслу и грамматически
Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. Слайд № 3.
А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Парная работа.
Учитель.
Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд № 4.
Учитель.
Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд № 5.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель.
Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд № 6.
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
Постановка учебной задачи.
Учитель.
Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд № 7.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
Ученики. Групповая работа (по 4 человека).
Учитель.
Сколько блоков вы получили?
По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики. Слайд № 8.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Учитель.
Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
Какой вариант нам менее знаком?
Ученики.
Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.
Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Учитель.
Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Ученики.
Формулируют вопросы:
Как называется связь с зависимым словом – существительным?
Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Учитель.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики.
Типы связи слов в словосочетании.
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Слайд № 9.
Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд № 10.
Ученики. Работа в парах.
Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд № 11:
Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
Определить часть речи зависимого слова.
Изменяется ли зависимое слово?
Если нет – примыкание.
Если да – изменить главное слово.
Изменяется зависимое слово?
Если да – согласование.
Если нет – управление.
Слайд № 12.
Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Первичное закрепление.
Учитель.
Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.
Слайд №13.
Ученики.
Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.
Учитель.
Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.
Слайды №14-19.
Задание 1.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Согласование
Задание 2.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
управление
Задание 3.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
примыкание
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
такая мама
Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно опускаться на парашюте.
медленно опускаться
Задание 6.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
заказан для России
Ученики.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель.
Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.
Ученики. Самостоятельная работа.
Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Слайды № 20-22.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Слайд № 23.
Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
Выполнить задание на выбор:
упражнение № 72.
предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд №24.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учитель. Слайд № 25.
Спасибо за урок !
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ