Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой М (м)"

Методическая разработка урока

Зайцевой Светланы Николаевны,

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 2 ЗАТО Светлый

Саратовской области»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Автор учебника Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»


Тема урока: «Знакомство с буквой М (м)».


Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

- познакомить с буквой М (м)]; формировать навыки слогового чтения;

- способствовать развитию устной связной речи, внимания, логического мышления, памяти, фонематического слуха;

- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации обучения: групповая, коллективная

Средства обучения:

- Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2011г.

- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска, цветные магниты, 2 домика (зелёный и синий), буквы на магнитах, предметные картинки, набор фишек (у каждого), набор предметных картинок,

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.











Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1.Самоопределение

к деятельности.







2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.















Артикуляционная минутка







3.Постановка учебной задачи.








4. Построение проекта выхода из затруднения










































































































5. Физкультминутка


Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Будем отвечать активно.

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

-Присели за свои места


- А теперь давайте поможем найти свои домики буквам.(На магнитной доске два домики синего и зелёного цвета)

- Какие бывают буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- Сколько гласных букв? (10)

- А сколько гласных звуков? (6)

- Почему букв 10, а звуков 6?

- Как можно разложить эти буквы?


-Ребята послушайте о ком пойдёт речь :

На свете

Добрых слов

Живёт немало,

Но всех добрее

И теплей одно-

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов

Роднее, чем оно

Ребятки впереди, совсем скоро день матери. Мы с вами будем изготавливать подарки для наших мам, а потом дарить их. А сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова Как вы думаете какого МАМА.(у доски)





- Откройте страницу 62 учебника. Ребятки, а к нам на урок пришли Маша и Миша.Но вот у них случилась беда, а какая, они поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша говорит, что с разных. - --Как же разрешить эту проблему?

(Выставляются на доске рисунки с изображениями девочки и мальчика)

1. Звуко-буквенный анализ слова МАША МИША.

(На доске схемы слов Маша и Миша)



- Чем похожи эти 2 слова?(4 звука, 2 гласных, 2 согласных,одинаковые III и IVзвуки)

- Чем различаются? (I и II звуки)

2. – Убрать звуки по заданию:

Убрать одинаковый гласный звук в словах;

Убрать гласный звук, который стоит после мягкого согласного звука;

Убрать твердый согласный звук, у которого нет мягкой пары;

Убрать оставшийся гласный звук.

- Какие звуки остались? [м], [м´]

- Какой буквой обозначим эти звуки? (Буквой м)

- Какую букву мы поставим: заглавную или строчную? (В одной руке заглавная буква, в другой строчная) Почему?

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

- Вот мы и разрешили спор Маши и Миши! Какие мы с вами (все хором)МОЛОДЦЫ!

Сделайте вывод:

Итак, с какой буквой мы познакомились? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Чем мы будем заниматься? На что похожа буква?

(Презентиция, слайд 3,4).

































«Построим букву М»

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

- Из чего мы сейчас можем построить букву М?


Организация класса.








Принимают

учебную задачу.

Учащиеся называют буквы,

звуки, которые они обозначают (гласные),

объясняют почему звуков меньше,


предлагают варианты классификации: 1)йотированные отделить от всех или

2)распределить в зависимости от команды, которую отдают звуки: «Будь мягким!» или «Будь твёрдым!» Останавливаются на втором, т.к. имеется подсказка: корзиночки разного цвета.



Слушают стихотворение, заканчивают его все хором произносят слово «мама»









Нам обязательно надо помочь друзьям разрешить их спор!


Часть класса соглашается с Машей, а некоторые – с Мишей.



Нужно сделать звукобуквенный анализ слов «Миша», «Маша»




1 ученик от 1 ряда работает на доске. Он характеризует каждый звук слова первый ряд – это же задание выполняет в паре , работая с фишками)

2-й ученик выкладывает модель слова Миша из фишек, после чего характеризует каждый звук (с ним работает 2 ряд)






- определяют, что звуки разные, но обозначаются одной буквой

Высказывают своё мнение










Ученики приходят к выводу: слова «Маша» и «Миша» нужно писать заглавную, т.к. это имя

Называют слова, которые пишутся с заглавной буквы



Самооценка







Определяют тему урока, план действий :

(Сегодня я познакомлюсь с новой буквой. Научусь читать слоги, слова с этой буквой, тренироваться в составлении звуковой модели слова, научимся писать букву М… )

Объясняют, что заглавная буква нужна в именах собственных и в первом слове предложений.

Объясняют, что буква .обозначает согласный звук, ведь при произношении звука воздух встречает преграду: губы.)

Высказывают предположения

[м] – согласный, звонкий, твёрдый

[м'] – согласный, звонкий, мягкий

Буква М обозначает два звука: [м] и [м']

Знакомятся с условными обозначениями ленты букв.

Высказывают предположения.

Ответ детей: «Буква М обозначает два звука: твёрдый согласный и мягкий согласный».


движения по тексту

(рисуют в воздухе М)





Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации

знаково-символические действия (моделирование)














Регулятивные: планирование последовательности действий



Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели


Регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативные: умение выражать свои мысли


Коммуникативные: поиск способов разрешения конфликта


Познавательные: моделирование





















Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)




















Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)


















5. Первичное закрепление










































6. Самостоятельная работа с самооценкой по эталону














































































































































































7. Рефлексия деятельности





Игра «Кто больше?»

Дети делятся на 2 команды:

одна называет слова, начинающиеся со звука [м], другая – со звука [м`]

Учитель: Молодцы! А теперь пусть первыми сядут ребята, в чьих именах есть звуки [м] или [м'], а теперь те, у кого в фамилии есть эти звуки. Потом все остальные.

- С какой буквой сегодня м познакомились? Дифференцированная работа:

1 группа читают:

I строчка- чтение слогов;

II строчка -чтение слогов слева направо и справа налево.

-найти слоги, которые повторяются,

- найти слоги, в которых есть звук у.

III строчка- прочитать слоги, в которых звук [м]-твердый, [м´] - мягкий.

2 группа. Самостоятельное чтение стихотворения «Кто кого» (с.63)

Вы хорошо справились с чтением слогов и стихотворения. Оцените свою работу на этом этапе

Разбор стихотворения (чтение учителем)

- Что случилось?

- Кем были ребята?

- Почему ребята забыли, что они не поделили? (не важно, какая-то «мелочь», из-за которой и не нужно было ссориться)

Потому что «Нет друга – ищи, а нашел – береги» (на доске). Гласит народная мудрость.(слайд 5) - А еще Маша и Миша очень любят слушать сказки. А вы любите сказки? Тогда послушайте сказку, которая называется «Мышонок и его друзья» и запомните как можно больше слов со звуками [м], [м´]

 Жил да был мышонок Мыша. (Слайд 6)Мама сшила ему синие штанишки с огромными кармашками. Эти огромные кармашки, мышонок Мыша загружал ежедневно клубничными карамельками и различными шоколадными конфетами. Они пахли замечательно и были необычайно вкусны. Каждый день он с радостью бежал к своим друзьям на лужайку и щедро делился с ними конфетами. Это были настоящие друзья! Они клялись в своей преданной дружбе к Мыше. Они наперебой кричали, что пойдут ради Мыши в огонь и в воду. Мышонок очень гордился их дружбой.
       В один прекрасный, ясный и солнечный день, Мыша как всегда, полез за конфетами в высокую вазу. Он опустил в неё свою лапку...пошаркал ею...запустил вторую лапку... но конфет не обнаружил. Тогда Мышонок пододвинул стул к столу, забрался живо на него и заглянул в вазу, на самое дно. Конфет не оказалось. Минька не сильно расстроился и поспешил на полянку к своим друзьям, которые его уже ожидали на пенёчке возле норки. Мыша обрадовался им очень. Мышата, увидев Мышу, соскочили ему навстречу. Какого же было их разочарование, когда они увидели пустые кармашки, обычно наполненные сладостью. Мордашки друзей нахмурились и они разбежались в разные стороны.
- Что это с ними? - спросил мышонок маму Мышку, возвратившись в норку со слезами на глазах.
- Не горюй, сынок! - утирая слезки уголком фартушка приговаривала мама. - Наверное, это всё же не настоящие друзья!
       На следующее утро, Мыша обнаружил на столе вазу, полную конфет, но он не заполнил ими свои кармашки, как обычно, и не побежал к друзьям. И никогда он не узнает о том, что мама помогла ему разобраться в истинных чувствах его друзей к нему.

- Какие слове со звуками [м], [м´] вам встретились?

- Почему от Мыши разбежались друзья?

- Можно их назвать настоящими друзьями?

Кого можно назвать другом?

-Давайте, и мы будем только дружить!


Физминутка для глаз

(под муз.сопровождение)


Маша и Миша приготовили для вас трудное задание. Работать будем в группах. Вспомните правила групповой работы.

На каждую парту раздаётся кроссворд с картинками. Нужно соотнести картинку с нужной строчкой, разгадывая загадки. (чтение учителем) Загадки (сдлайды 7-14)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти –

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

(Молоко)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Как звали героя сказки, которуя я прочла? (Мыша)



С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)

- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м’].) Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

Что особенно понравилось?

 В чём испытывали трудности? Как думаете, почему?

- Понравился ли вам урок?
- Кому урок понравился – похлопайте.

- Кому очень понравился – похлопайте сильнее.

Завершается урок, 
Он пошёл ребятам впрок.
Постарались всё понять, 
Учились тайны открывать.
Много тайн мы открывали, 
На уроке не зевали!. 

Буква М приготовила для вас подарок.

Угадайте какой: С буквы М начинается,

На спортивных соревнованиях вручается (Медаль)

Учащиеся называют слово, поясняя, при необходимости, его значение (например: мяч – игрушка, мартышка – животное)


Садятся за парты



Дети хором отвечают: «Эм!»,

далее читают слоги по аббаку, слоги с буквой М (по учебнику)


Отрабатывают слоговое чтение

Нечитающие дети (далее 1 гр.) упражняются в чтении слогов с комментарием: «Буква а – читаю твёрдо – ма, буква я – читаю мягко – мя»,

упражняются в табличном ориентировании

Читающие: самостоятельно знакомятся со стихотворением

Дети 1 группы высказывают свои предположения.

Хорошо читающие дети читают стихотворение

































Слушают сказку


























































































Ответы на вопросы



Выполняют упражнения для укрепления глазных мышц и снятия усталости


Озвучивают правила групповой работы.

































Выполняют задания, затем демонстрируют выполнение на ИД

(коллективная проверка)







































Логические: анализ объектов

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера












Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли





Регулятивные: самооценка











Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала

Личностные: самоопределение

Регулятивные: самооценка

































































































Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование



Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли





































































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: самооценка

















С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)

- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м’].) Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

Что особенно понравилось?

 В чём испытывали трудности? Как думаете, почему?

- Понравился ли вам урок?
- Кому урок понравился – похлопайте.

- Кому очень понравился – похлопайте сильнее.

Завершается урок, 
Он пошёл ребятам впрок.
Постарались всё понять, 
Учились тайны открывать.
Много тайн мы открывали, 
На уроке не зевали!. 

Буква М приготовила для вас подарок.

Угадайте какой: С буквы М начинается,

На спортивных соревнованиях вручается (Медаль)














Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: самооценка









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ