Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»

Урок русского языка в 4 классе

по теме

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»

Учитель Филиппова А. В.


























Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.


Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.


Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.


Ход урока.


I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.


На уроке не зевай – Слайд № 2

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

II. Сообщение темы и целей урока.

- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4


- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

- Ребята, а вы любите зиму? За что?

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите дату, выделите орфограммы.




III. Минутка чистописания.

- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?

- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

«пальчики здороваются»

«змейка»

«молоточки»

- Молодцы, приступаем к работе.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимний зимняя зимнее зимние

- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.

- Оцените сами себя.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.

(на доску прикрепляется снежинка)


IV. Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Запишите: словарный диктант.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

-Первым бросает снежок…

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина Слайд № 5

сев… р ф… враль

к… л… ндарь пр … красный

мес … ц …нварь

ул… ца п… года

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Кого мы «вылепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Изучение нового материала.

- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

- Кто они? Вы догадались?

-Да, это зимние месяцы.

- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7

- Назовите зимние месяцы по порядку.

- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

- Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8

- О Декабре нам расскажет Маша.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

1. Задание Декабря.

- Декабрь предлагает вам выполнить упр.1.

- Откройте учебники на стр. 3, найдите упр. 1. Запишите.

- Прочитает задание…

- Вспомните, на какой вопрос отвечают и какие родовые окончания имеют имена прилагательные женского рода в форме именительного единственного числа?

- Прочитайте слова. Поставьте их в форме женского рода именительного падежа единственного числа

- Запишите данные прилагательные, выделите окончания.

-Прокомментирует…

Синяя, лесная, последняя, серебряная, поздняя, новогодняя, деревянная.

- При какой основе (твёрдой или мягкой) прилагательные имеют на письме окончание –ая? При какой – яя?

- Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


2. Задание Января

- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 9

- А что вы знаете о январе?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

- Вот задание Января.

- На слайде вы видите словосочетания Слайд № 10

волшебная синяя звезда

волшебная синяя птица

- Прочитайте их.

- Попробуйте объяснить смысл словосочетания волшебная синяя птица.

- Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи?

- Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д.

- Фразеологизм синяя птица - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье.

- Укажите род, число, тип основы прилагательных (устно).

- С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания.

- Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода (Работа по таблице упр.3 в учебнике на стр. 4)

- Рассмотрите таблицу.

- Какие вопросы имеют имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой?

- На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода единственного числа в косвенных падежах? В именительном падеже? В винительном падеже?

- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с твёрдой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными сущ.?

- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с мягкой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? Слайд № 11

- Как же склоняются имена прилагательные женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?

- Сделайте вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные единственного числа женского рода в косвенных падежах.

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 5 Слайд № 12

- Скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода ед. числа в косвенных падежах? В винительном падеже?

- Как склоняются имена прилагательные ед. числа женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? (одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже)

- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


3. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


4. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Слайд № 13

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

- Откройте учебники на стр. 6 и найдите упр. 5. Запишите. Это и есть задание Февраля.

- Прочитайте словосочетания самостоятельно.

- Определите род прилагательных.

Дубовая роща, большая поляна, лесная тропинка.

- Употребите данные словосочетания в винительном падеже. Вспомните, на какой вопрос отвечают прилагательные единственного числа женского рода в винительном падеже? (какую?) Запишите их самостоятельно.

- А теперь задание по рядам.

1 ряд составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу

2 ряд составит предложение, используя словосочетание большую поляну

3 ряд составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку

( спрашиваю по одному человеку с каждого ряда)

- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.

(прикрепляется три снежинки на доску)


5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14


6.Самостоятельна работа. Слайд № 15

- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.

( Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания.

Определить падеж у имён прилагательных.

В син… луже, с зимн… рыбалки,

о русск… лесе, с дальн… севера.

в дальн… дорогу, на березов… ветке.

Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний

одно предложение, указать части речи.

( выборочно проверяю)

- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

(прикрепляю снежинку на доску)


VII. Домашнее задание (разноуровневое).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.

- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?

Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково

То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.

- Давайте посчитаем все снежинки.

- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17

- Продолжите: Слайд № 18

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

- Наш урок окончен. Спасибо!


Список использованной литературы:

1.Л.М.Зеленина,Т.Е. Хохлова Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2005г.

2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)

3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ