Конспект урока для 1 класса «Знакомство с буквой Щ, щ»
Урок русского языка в 1 классе.
Учитель: Коростелёва Мария Валерьевна
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: «Знакомство с буквой Щ, щ».
Цели:
- учить писать заглавную и строчную букву Щ, щ, сопоставлять элементы букв; формировать умение списывать с печатного и письменного образца текста;
- развивать фонематический слух; учить работать самостоятельно;
- воспитывать аккуратность, работоспособность.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайдовая презентация
Организационный этап.
- В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
Побуждающий диалог – постановка проблемы.
СЛАЙД 1.
- Посмотрите, с чем мы сегодня будем работать.
- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний?
- Что мы будем сегодня «открывать»?
СЛАЙД 1/1
- Ребята, сегодня у нас в гостях будет один сказочный герой…
А для того, чтобы узнать кто это вам нужно отгадать загадку.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
– Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)
СЛАЙД 2
– О чём мечтал он, лёжа на печи?
– Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».)
СЛАЙД 3
Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».
Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой
Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.
Новый звук и новую букву и понять чем отличается новый звук от других звуков.
Емеля.
Актуализация знаний.
– Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби.
СЛАЙД 4
Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему.
СЛАЙД 4
(Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)
Мы сегодня открываем новый звук. А вот какой, вы узнаете из звуковой разминки.
СЛАЙД 5/ 1,2,3,4
– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., ле.., ..епка» (запись на доске).
– Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].)
- Теперь назовём каждую картинку ещё раз. Какой общий звук есть в названии каждой картинки? ( [щ'])
1. Артикуляционная зарядка.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’].
– Произнесите звук несколько раз. Охарактеризуйте звук.
Произнесите новый звук несколько раз и подумайте согласный он или гласный? Докажите.
- А теперь произнесите его ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой?
- Послушайте, как этот звук произнесу я. Скажите он твёрдый или мягкий?
- Какие ощущения возникают у вас, когда вы произносите звук [щ’]? (шипит, значит шипящий)
- Дайте полную характеристику новому звуку. (Согласный, глухой, мягкий).
Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.
СЛАЙД 6
- Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)
Знакомство с буквой.
- Кто знает, какой буквой записывается звук[щ’]?
– На что похожа буква Щ?
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
СЛАЙД 7
-Назовите все слова на картинке, которые начинаются с буквы «щ».
СЛАЙД 8
– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».
– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’]. Замените в словах первый звук на наш новый звук.
Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.
– Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.
Физкультурная минутка
Песенка про букву «Щ»
Дети показывают движения.
Первичное усвоение новых знаний.
Работа с книгой. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи».
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.)
– Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».
– Выполните звукобуквенный анализ слова « клещи».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
4. Поиск слов в слове.
– Найдите слово в слове «овощи». (Щи.)
– Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.)
– Какое слово повторилось?
– Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи!
У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свёклы, сколько брюквы
И капусты на столах!
По С. Маршаку
– О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали?
6. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок».
– Прочитайте слоги на стр. 132.
– Прочитайте слова, которые были составлены из слогов. (чтение по цепочке)
– Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».)
– Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)
– Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)
– Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, на конце.
Чтение чистоговорки
СЛАЙД
- Щука предлагает вам задание. Прочитать чистоговорку.
Ща-ща-ща – пой-ма-ли мы ле-ща.
Щу-щу-щу – боль-но-го на-ве-щу.
Ще-ще-ще – я хо-жу в пла-ще.
Щи-щи-щи – мама ва-рит щи.
Ащ-ащ-ащ – у ме-ня пор-вал-ся плащ.
3.Чтение рассказа «Щенок»
– Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.)
– Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Дети подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.)
– Прочитайте рассказ «Щенок».
Выразительное чтение.
– Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?
– Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.
Учебник стр. 132
Тетради в косую линию
Физкультурная минутка
Музыкальная физминутка
СЛАЙД
Первичная проверка понимания
7. Работа со считалкой.
СЛАЙД
– У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот прочитайте. (читает хорошо читающий ученик)
Что щенок опять стащил?
Щётку в угол утащил,
Только грызть её не хочет,
Щётка нос щенку щекочет.
– Какие назначения могут быть у щёток?
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
– Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.)
– Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой Щ.
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
Е. Ефимовский
– Какие слова вы запомнили?
8. Работа в парах.
Работа с карточками.
Прочитай. Запомни слова с буквой «щ». Обведи в кружок все буквы «щ».
У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт».
-= Сколько слов с нашей новой буквой? (8)
9. Работа в прописях. Правила посадки.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются?
– Из скольких элементов состоит буква? (Буква Щ состоит из четырех элементов.)
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Щ. (Заглавную букву Щ начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
– «Запишите» букву в воздухе; в тетради.
– Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.)
– Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.)
– Напишите по образцу.
– Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается?
Физкультурная минутка
Первичное закрепление
Работа с образцом строчной буквы щ.
– Доскажите словечко:
У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).
– Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.)
– Рассмотрите образец строчной буквы щ. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы щ. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.
Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
Написание элементов и буквы щ в прописи.
– Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.)
– Сравните слова каждой строки. (Одинаковое число звуков, по два согласных и по два гласных звука, по два слога, одинаковый последний звук – звук [а]; все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. Отличия: в слове чаща оба согласных звука мягкие, а в слове щука первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.)
– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу.
Показ слайда: памятник собаке.
– Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от нашего внимания подчас зависит их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете.
– Расскажите, каким может быть щенок? (Дети подбирают прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.)
– Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописях. Сколько в нем слов? Назовите первое слово. Как оно написано? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу.
– Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске):
з
к
– Объясните, почему не подходят слоги ша, шу? (Звук [ш] всегда твердый.)
– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание ща, и запишите их. (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.)
– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание щу, и запишите их. (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.)
Слоговой аукцион (на резервной странице прописей).
Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Придумайте слова с новым звуком.
– Какой буквой он обозначается?
– Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?
– Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)
Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.)
– Чему вы научились сегодня?
Выскажите свои впечатления об уроке.
Мне понравилось…
мне запомнилось…
было трудно…
было легко…
самое интересное…
я узнал…

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ