Урок обучения грамоте «Звук и буква «Р»

ГКС(к)ОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33» города Ставрополя









Урок обучения грамоте (чтение)


Тема: Звук и буква «Р».









Подготовила

учитель начальных классов


Соломенцева Н.В.













Ставрополь, 2011г.


Цели урока:

Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

1) образовательные:

- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;

-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;

2) по развитию речи:

- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

-уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];

3) коррекционно-развивающие:

- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;

-формирование номинативной функции речи;

-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).

4) Воспитательные:

-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.


Межпредметные связи: логопедия, психология, развитие речи;


Структура:

  1. Организационный момент:

  1. Разминка;

  2. Артикуляционная гимнастика;

  1. Введение в тему:

  1. Выделение звука (р) в начале слова;

  2. Уточнение артикуляции звука (р);

  1. Изучение нового материала:

  1. Знакомство с буквой Р;

  2. Составление слогов;

  3. Чтение слоговых таблиц;

  1. Физминутка для глаз «Крошка Енот»;

  2. Закрепление:

  1. Игра «Молчанка»;

  1. Работа с учебником;

  2. Физминутка;

  3. Занимательный материал;

  4. Домашнее задание;

  5. Итог урока.


Оборудование урока: презентация урока, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.











































ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости! (На экране появляется герой мультфильма Бараш) Все вы знаете героя мультфильма «Смешарики» - Бараш. Сегодня он будет давать вам задания и следить, как вы будете их выполнять!

1. Разминка.

Учитель дает задание детям: сядет тот, кто выполнит упражнение правильно.

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Все ребята выполнили упражнение правильно, поэтому все садятся!

2. Артикуляционная гимнастика.

А) «Варенье»:

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.)

Б) «Красим забор»:

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх).

В) «Лошадка» :

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)


  1. Введение в тему.

1. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

- Отгадайте загадку:

В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)

    • Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рак)

    • Какой первый звук в слове «рак»?

2. Уточнение артикуляции звука [р]

    • Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).

    • Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)

    • Р – это гласный или согласный звук? (согласный)

    • Каким цветом будет обозначена буква, которая обозначает этот звук? (синим)


  1. Изучение нового материала

1. Знакомство с буквой Р.

- Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)

- Из каких элементов состоит буква Р?

- Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).

- Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).

Стихотворение (образ буквы Р):

Крепко сжата левая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

2. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы).

    • Составьте слог АР (учитель составляет слово на доске из магнитных букв). Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?

    • Прочитайте составленный слог.

    • Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)

    • Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)

3. Чтение слоговых таблиц:

Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р.

ША

СО

МУ

СЫ

Р





4. Игра «Молчанка».

Соедините слоги в слова. Найдите соответствующие картинки и покажите их.

РА – К

РЫ – БА

РУ – КА

ША – РЫ

  1. Физминутка для глаз.

«Крошка Енот»


  1. Работа с учебником.

Работа с букварной страницей (стр. 48)

1) Называние буквы.

2) Звукоподражание (рычание собаки)

3) Чтение текста «Наш хор»;

4) Задание.

- Придумайте слова на букву Р.


  1. Физминутка.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.


  1. Занимательный материал.

Игра на развитие фонематического слуха «Отгадай».

1) Загадка №1

Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой.

Ответ: Рыба

(Учитель показывает картинку с изображением рыбы. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово.)

2) Загадка №2

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (Шары).

(Аналогичная работа.)

3) Загадка №3

Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит ...(сыр)

(Учитель показывает картинку с изображением сыра. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово).


  1. Итог урока

    • С какой буквой познакомились?

    • Какого цвета эта буква? Почему?


  1. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

- Каким цветом закрасите букву р? Почему?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ