Урок обучения грамоте «Звук и буква «Р»
ГКС(к)ОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33» города Ставрополя
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема: Звук и буква «Р».
Подготовила
учитель начальных классов
Соломенцева Н.В.
Ставрополь, 2011г.
Цели урока:
Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.
1) образовательные:
- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;
-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;
2) по развитию речи:
- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
-уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];
3) коррекционно-развивающие:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;
-формирование номинативной функции речи;
-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
4) Воспитательные:
-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.
Межпредметные связи: логопедия, психология, развитие речи;
Структура:
Организационный момент:
Разминка;
Артикуляционная гимнастика;
Введение в тему:
Выделение звука (р) в начале слова;
Уточнение артикуляции звука (р);
Изучение нового материала:
Знакомство с буквой Р;
Составление слогов;
Чтение слоговых таблиц;
Физминутка для глаз «Крошка Енот»;
Закрепление:
Игра «Молчанка»;
Работа с учебником;
Физминутка;
Занимательный материал;
Домашнее задание;
Итог урока.
Оборудование урока: презентация урока, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости! (На экране появляется герой мультфильма Бараш) Все вы знаете героя мультфильма «Смешарики» - Бараш. Сегодня он будет давать вам задания и следить, как вы будете их выполнять!
1. Разминка.
Учитель дает задание детям: сядет тот, кто выполнит упражнение правильно.
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем),
И на елке (встаем, руки в стороны),
И под елкой (обхватываем себя руками),
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
Все ребята выполнили упражнение правильно, поэтому все садятся!
2. Артикуляционная гимнастика.
А) «Варенье»:
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.)
Б) «Красим забор»:
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх).
В) «Лошадка» :
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
Введение в тему.
1. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.
- Отгадайте загадку:
В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)
Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рак)
Какой первый звук в слове «рак»?
2. Уточнение артикуляции звука [р]
Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
Р – это гласный или согласный звук? (согласный)
Каким цветом будет обозначена буква, которая обозначает этот звук? (синим)
Изучение нового материала
1. Знакомство с буквой Р.
- Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)
- Из каких элементов состоит буква Р?
- Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).
- Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).
Стихотворение (образ буквы Р):
Крепко сжата левая рука,
Она напомнит Р наверняка.
(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).
2. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы).
Составьте слог АР (учитель составляет слово на доске из магнитных букв). Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
Прочитайте составленный слог.
Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.
(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)
3. Чтение слоговых таблиц:
Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р.
ША
СО
МУ
СЫ
Р
4. Игра «Молчанка».
Соедините слоги в слова. Найдите соответствующие картинки и покажите их.
РА – К
РЫ – БА
РУ – КА
ША – РЫ
Физминутка для глаз.
«Крошка Енот»
Работа с учебником.
Работа с букварной страницей (стр. 48)
1) Называние буквы.
2) Звукоподражание (рычание собаки)
3) Чтение текста «Наш хор»;
4) Задание.
- Придумайте слова на букву Р.
Физминутка.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Занимательный материал.
Игра на развитие фонематического слуха «Отгадай».
1) Загадка №1
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Ответ: Рыба
(Учитель показывает картинку с изображением рыбы. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово.)
2) Загадка №2
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (Шары).
(Аналогичная работа.)
3) Загадка №3
Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит ...(сыр)
(Учитель показывает картинку с изображением сыра. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово).
Итог урока
С какой буквой познакомились?
Какого цвета эта буква? Почему?
Домашнее задание.
1. Чтение букварной страницы
2. Обвести по трафарету букву Р.
- Каким цветом закрасите букву р? Почему?
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ