Конспект урока для 2 класса "Закрепление понятий «родственные слова», «корень слова». Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах"

Дата: 19.12.2014 г.

Предмет: русский язык

Класс: 2 г

Тип урока: закрепление полученных знаний

Учитель: Арзютова В.Б.

Технологическая карта урока


Тема

Закрепление понятий «родственные слова», «корень слова». Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.


Цели


-Предметные: объяснять значение слов, решать орфографические задачи, уточнять представления о родственных словах, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишнее слово», наблюдать за единообразным написанием корня в родственных словах.

- Личностные УУД: оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке, взаимодействовать со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявлять познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

- Регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролировать выполнение учебных действий, адекватно оценивать результаты учебной деятельности.

- Познавательные УУД: участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы, читать формулировки вопросов и заданий в упражнениях, анализировать и делать выводы и умозаключения.

- Коммуникативные УУД: уметь строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятия «родственные слова», «корень слова».

Уметь определять группы родственных слов, выделять корень слова.

Личностные: оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке, взаимодействовать со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявлять познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные: применять полученные знания на практике.

Основные понятия

«Родственные слова», «корень слова».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы здорового образа жизни.

Ресурсы:

- основные


Учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык» 2 класс

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организация класса (1 мин)

Цель: организовать учащихся на учебную деятельность.

Проверяют свою готовность к уроку.

Организует учащихся на учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Уметь настраиваться на предстоящую работу.

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

Цель: проверить осознанность выполнения учащимися домашнего задания

Решают орфографические задачи, выделяют буквы гласных, обозначающих звук [й], определяют главное слово в четвертом предложении, называют в тексте слова – названия действий, родственные слова к слову «лес», выделяют корень слова.

Отвечают на вопрос.

Строят предложения.

Направляет деятельность учащихся, определяет последовательность заданий.

Решить орфографические задачи. Выделить буквы гласных, обозначающих звук [й]. Определить главное слово в четвертом предложении.

Назвать в тексте слова – названия действий.

Подобрать родственные слова к слову «лес», выделить корень слова.

Ответить на вопрос: Какое значение имеет лес?

Составить побудительное восклицательное предложение со словом «лес».

(Упражнение 299)

Решать орфографические задачи, уточнять представления о родственных словах.

Формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цель: осознать необходимость получаемых знаний.


Строят устные высказывания о значимости обучения в школе.

Организует диалог о значимости получаемых знаний.

Ответить на вопрос: Для чего нужны знания?


Строить высказывания.

Проявлять познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.


4. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

(2 мин)

Цель: учиться ставить цель.


Определяют тему урока, задачи. Повторяют правила посадки за партой, говорят об аккуратности письма, возможности «уходить» от ошибок.

Уточняет тематические рамки. Настраивает учащихся на продуктивную деятельность.






Ответить на вопросы: Что сегодня на уроке предстоит узнать и научиться делать? Как при этом добиться высоких результатов?



Строить высказывания.


Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

5. Повторение ранее полученных знаний. (3 мин)

Цель: повторить роль значения слова, понятия «родственные слова», «корень слова».

Сообщают о значимости значения слова, родственных словах, корне родственных слов.

Организует диалог для повторения учащимися ранее полученных знаний.

Ответить на вопросы: Что в слове самое главное? Какие слова называют родственными? Как называется общая часть родственных слов?

Строить высказывания о значении слова, родственных словах, корне слова.


Участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы.

6. Закрепление полученных знаний. (5 мин)

Цель: научить определять группы родственных слов, выделять корень слова


Определяют группы родственных слов в упражнении 287. Наблюдают за единообразным написанием корней родственных слов. (Мыло, мыльце, мыльница, мыльные, намылить)

Организует работу по составлению группы родственных слов, по наблюдению за правописанием корней.

Ответить на вопросы: Что общего в записанных словах? Что можно сказать о корне этих слов?

(Мыло, мыльце, мыльница, мыльные, намылить)

Уточнять представления о значении слова, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишнее слово»,

Проявлять познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, применять полученные знания на практике,

участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы, читать формулировки вопросов и заданий в упражнении.

7. Физпауза

(3 мин)

Цель: мышечное расслабление.

Учащиеся проводят физпаузу.

Организует учащихся на мышечное расслабление.

Ответить на вопрос: Что поможет сохранить работоспособность?

Применять полученные знания о необходимости мышечного расслабления на практике.

Уметь строить взаимодействие со сверстниками.

8. Наблюдение за единообразным написанием корней родственных слов. (5 мин)

Цель: научить единообразно писать корни родственных слов.

Повторяют правила работы в паре, работают по карточкам: собирают группу родственных слов, зачёркивают «лишние», объясняют значения слов, выделяют корни, называют проверочные и проверяемые слова, повторяют написание имён собственных. Раскрывают «секрет» корней родственных слов. Сверяют свой вывод с выводом учёных на с.11 учебника.

Организует учащихся на работу с ребусом (вода), нахождению корня, работу в паре по наблюдению за единообразным написанием корней родственных слов, повторение написания имён собственных, по выделению проверочного и проверяемых слов.

Ответить на вопросы: Что ещё, кроме мыла, необходимо для соблюдения гигиены тела? (Разгадывают ребус «вода») Как могут химики записать это слово? Поработайте в паре с заданием на карточке: назовите значения слов, выделите «лишнее», определите корень родственных слов. Какое правило понадобилось в слове «Водяной»?

(Вода, водичка, водитель, водолаз, сводить, подводный, переводчик, Водяной, водопад, сводить)

Применять полученные знания на практике.

Объяснять значение слов, решать орфографические задачи, уточнять представления о родственных словах, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишнее слово», наблюдать за единообразным написанием корня в родственных словах.

Читать формулировки вопросов и заданий в упражнении, уметь строить взаимодействие со сверстниками, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролировать выполнение учебных действий,

проявлять познавательный интерес.

9. Проверка полученных знаний. (5 мин)

Цель: проверить уровень усвоения материала.

Работают индивидуально, собирая группы родственных слов, выделяя корень, убирая «лишние» слова.

Организует учащихся на индивидуальную работу с упражнением 286.

Упражнение 286. Собрать группы родственных слов, выделить корень, найти «лишние» слова, объяснить их значение.

(Курица, курятник, петух, куриный, цыплёнок, курочка;

Корова, коровушка, коровье, коровёнка, коровник;

Гусь, гусята, гусеница, гусыня, гусиный)

Объяснять значение слов, решать орфографические задачи, уточнять представления о родственных словах, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишнее слово», наблюдать за единообразным написанием корня в родственных словах. Применять полученные знания на практике.

Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролировать выполнение учебных действий, адекватно оценивать результаты учебной деятельности, участвовать в беседе.


10. Подведение итогов работы.

(3 мин)

Цель: формулировать значимость полученных на уроке знаний.

Делают обобщения, формулируют высказывания.

Организует учащихся на подведение итогов работы.

Ответить на вопрос: Чему вы научились на уроке?

Строить высказывания.

Использовать конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

11. Выставление оценок (2 мин)

Цель: адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Организует учащихся на самооценку своей деятельности.

Проанализируйте свою работу и оцените её.

Строить высказывания.

Адекватно оценивать результаты учебной деятельности.


12. Домашнее задание. (2 мин)

Цель: закрепить дома полученные на уроке знания.

Самостоятельно читают задание и комментируют его.

Настраивает учащихся на выполнение домашнего задания – упражнение 288.

Ответить на вопрос: Прочтите задание и скажите, что требуется сделать в упражнении 288?

Осознанно читать, строить высказывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

13. Рефлексия.

(2 мин)

Цель: выявить уровень успешности проведенного урока.

Вспоминают этапы урока, дорисовывают смайлики своего настроения и прикрепляют их к доске в соответствующие группы.

Организует учащихся на выражение своих эмоций от урока.

Задание: Дорисуйте смайлики, выразив своё настроение от урока. Прикрепите свои смайлики в соответствующие группы (радость, грусть).

Строить высказывания.

Формулировать собственное мнение и позицию,

адекватно оценивать результаты учебной деятельности.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ