Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой Ж(ж)"
Предмет: Литературное чтение
Класс 1
Урок №49
Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна
МБОУ ООШ №37 х.Трудобеликовский, Красноармейский район.
Тема: Знакомство с буквой Ж(ж)
Задача: Знакомить учащихся с буквами Жж, звуком ж.
Планируемый результат:
Предметные. Дети научатся различать звук /ж/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Ж,ж.
Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).
Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.
Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Ж,ж, предметные картинки для определения позиции звука/ж/ в слове, «Печатный алфавит»
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности (самоопределение)
Звенит звонок - начинается урок.
Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки :
1
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Разделим слово на слоги
Что скажете?
Позовем журавля,,, вывод
2
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …
Разделим слово на слоги
Что скажете?
Позовем жука.. вывод
3.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев.
Разделим слово на слоги
Что скажете?
Позовем жирафа… вывод
Рефлексирование индивидуального затруднения
журавль
жу-равль (прохлопывают)
слово двухсложное
ударный гласный /а/
жук
жук (прохлопывают)
слово односложное
жираф
жи-раф (прохлопывают)
слово двухсложное
ударный гласный /а/
Выявление места и причины затруднения
Какой одинаковый звук услышали во всех словах? (слайд №1)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
А чему нам предстоит научиться?
Я « хочу»
Во всех словах услышали звук /ж/
Звук /ж/, буква Ж,ж
Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.
Построение проекта выхода из затруднения
Методические игры.
Фонематическая зарядка.
Как жужжит шмель?
Кто внимательный?
Назовите имя девочки по первым звукам (слайд №2)
Определи позицию звука /ж/ в слове.
Назовите слова, где спрятался звук /ж/?
( Слайд №3)
Кто больше?
Назовите свои слова со звуком /Ж/
Я «могу»
Хором: ж-ж-ж-ж…
Жанна
Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют. В слове жаба /ж/ в начале слова, в слове лыжница - в середине, в слове ёж - в конце слова.
Приводят примеры слов
Реализация построенного проекта.
Характеристика звука /ж/
(работа проводится по алгоритму)
Методические игры.
«Исследователи»
(работают зрительные и чувствительные анализаторы)
Произнесите звук /ж/.
Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.
Что увидели?
Что почувствовали?
Сделайте вывод
Твердый или мягкий?
Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /ж/? Почему?
В каких случаях согласные произносим твердо ?
Произнесем слоги слияния.
В каких случаях согласные произносим мягко?
Произнесем слоги слияния.
Что услышали?
Звонкий или глухой?
(работает слуховой анализатор)
Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?
Как определить звонкий или глухой согласный?
Произнесите /ж/ сначала с голосом, затем прошепчите.
Сделайте вывод.
В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /ж/ на ленте букв? (открывается буква Ж)
На что похожа буква Ж.ж?
Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …
Какой буквой обозначим звук /ж/?
(показ буквы Ж,ж)
На что похожа буква?
Отыщите букву Же в Алфавите.
Какая она гласная или согласная?
Формы работы
Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.
Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, на кончике язычка чувствуется легкое щекотание.
/Ж/ произносится с препятствием, значит он согласный.
Синий .
Во всех словах он звучал твердо.
Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.
Называют слоги жа.жо,жу.ж/ы/,жэ, выставляют модели слогов.
Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е
Называют слоги
/ж/ звучит всегда твердо.
Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса - шепчем.
Произносят /ж/,/ш/
Произносится с голосом, значит - звонкий. Выбирают звукарик в колокольчике.
В верхнем ряду, ряду звонких согласных.
Видим, пишем.
Жэ.
Варианты ответов: жук, снежинка, буква Ка и т.д.
Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»
Жэ - согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /ж/
Первичное закрепление
Что мы узнали о звуке /ж /?
Физминутка.
Котята
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Проговаривание во внешней речи, «почему»
/ж/ - согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; всегда твердый.
Повторяют хором, показывают движения стоя.
Самостоятельная работа
Работа с учебником с. 122.
Составление моделей слов лыжи, пирожок
Упражнение в чтении.
Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу
читают слоги хором, затем по цепочке.
читают слова хором, затем по цепочке.
Включение в систему знаний и повторений
Для чего надо знать звук /ж / и букву Жэ?
Работа с учебником с.123 Дидактические игры «Соображалки», «Слово в слове»
Чтение сказки «Жаба и жук»
Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания
Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Жэ
Работают в парах.
Читают хорошо читающие дети.
Рефлексия
Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились - синюю.
Предмет: Литературное чтение
Класс 1
Урок №44
Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна
МБОУ ООШ №37 х.Крикуна, Красноармейский район.
Тема: Знакомство с буквой Д(д)
Планируемый результат:
Предметные. Дети научатся различать звук /д/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Д,д.
Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).
Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.
Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Д,д, предметные картинки для определения позиции звука/д/ в слове, «Печатный алфавит», наборы предметных картинок (дом, дерево, деревня, дельфин, дятел, дикобраз, двойка, дом, печь, дупло), дидактическая игра «Поезд»
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности (самоопределение)
Прозвенел звонок - начался урок.
Спина прямая - садитесь правильно, друзья!
Если хочешь, что сказать, или выйти, или встать -
Надо руку поднимать!
Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.
Актуализация знаний.
На доске зрительный ряд :
дерево
дом
деревня
Назовите предметы.
Рефлексирование индивидуального затруднения
Называют: дерево, дом, деревня
Выявление места и причины затруднения
Какой звук услышали в начале каждого слова?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
А чему нам предстоит научиться?
Что общего у дерева, дома, деревни?
Я « хочу»
Во всех словах услышали звук /д/
Звук /д/, буква Д,д
Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.
(В деревне дома, дома из дерева, деревня из деревянных домов)
Построение проекта выхода из затруднения
Методические игры.
«Лишняя буква»
На доске лента букв:
а, о, и, б, у, е, ы
Какая буква лишняя, почему?
Что мы знаем о гласных звуках?
Что мы знаем о согласных звуках?
«Делим отгадки на слоги»
(слова отгадки делим на слоги, выделяем ударный слог, гласную)
В ходе работы вывешиваются картинки к отгадкам.
1
Кто в беретке ярко красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все по дереву стучит?
2
У какого животного мозг похож на человеческий?
3
Ёжик вырос в десять раз,
Получился ….
4
Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
Какой среди предметов лишний? Почему?
3. Фонематическая зарядка.
Как звенит колокольчик?
Как звучит дудочка?
С каким звуком выпрыгивает пружинка?
Я «могу»
Ответы : б - лишняя, она согласная, остальные буквы гласные.
Гласные звуки произносим без препятствий, можем пропеть.
Согласные звуки произносим с препятствием, они согласны рычать, свистеть, шипеть, шептать, реветь, шуметь.
Дя-тел (слово двусложное, ударный звук /а/, буква я)
Дель-фин (слово двусложное, ударный звук /э/, буква е)
Ди-ко-браз (слово трехсложное, ударный звук /а/, буква а)
До-ро-га (слово трехсложное, ударный звук /о/, буква о)
Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют, что лишнее слово дорога, т.к. оно обозначает неживой предмет, а все остальные слова - животных.
Динь-динь…
Ду-ду-ду…
Дзинь…
Реализация построенного проекта.
Характеристика звука /д/
(работа проводится по алгоритму)
Методические игры.
«Исследователи»
(работают зрительные и чувствительные анализаторы)
Произнесите /д-д-д-д-д-/.
Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.
Что увидели?
Что почувствовали?
Сделайте вывод.
«Твердый или мягкий?»
Произнесите еще раз слова: дятел, дрозд, дельфин, дорога
Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /д/? Почему?
В каких случаях согласные произносим твердо ?
В каких случаях согласные произносим мягко?
Произнесем слоги слияния.
Что услышали?
«Звонкий или глухой?»
(работает слуховой анализатор)
Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?
Как определить звонкий или глухой согласный?
Произнесите /д/ сначала с голосом, затем прошепчите.
Сделайте вывод.
В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /д/ звонкий на ленте букв?
(открывается буква д)
«Кто внимательный»
Дети слушают слова со звуками /д,д/
Садовник, Денис, звезда, Дюймовочка, дудочка, друг, орден, ударник, дережер.
«На что похожа буква Д,д?»
Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …
Какой буквой обозначим звуки /д,д/?
(показываю букву Д,д)
На что похожа буква?
(появляются картинки с буквой д)
Отыщите букву Дэ в Алфавите.
Какая она гласная или согласная?
Формы работы
Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.
Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, кончик язычка касается зубов.
/д/ произносится с препятствием, значит он согласный.
Синий .
В словах дрозд, дорога он звучал твердо.
Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.
Зеленый
В словах дятел, дельфин звучал мягко.
Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е
Называют слоги
/д/ звучит и мягко, и твердо.
Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса - шепчем.
Произносят /д/,/т/
Произносится с голосом, значит /д/ - звонкий. Выбирают звукарики в колокольчиках.
В верхнем ряду, ряду звонких согласных.
Если слышат мягкий д - поднимают зеленую сигнальную карточку, если д - твердый - синюю.
Видим, пишем.
Дэ.
Варианты ответов: ворота, домик и т.д
Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»
Дэ - согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /д/
Первичное закрепление
Что мы узнали о звуке /д /?
Музыкальная физминутка.
«Утренняя зарядка»
Проговаривание во внешней речи, «почему»
/д/ - согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; в словах может звучать твердо и мягко.
Показывают движения стоя.
Самостоятельная работа
Работа с учебником с.98-99
Составление моделей слов душ, дятел
Упражнение в чтении слогов
«Игра паровозик», слов, предложений.
Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу
Выставляют звуковые модели слов
читают слоги хором, затем по цепочке.
читают слова хором, затем по цепочке.
Включение в систему знаний и повторений
Для чего надо знать звуки /д,д / и букву Дэ?
Индивидуальная работа со слабоуспевающими. На доске крепятся ряд букв, среди них заглавная и строчная Д.д Задача ребенка их отыскать.
«Буква спряталась» кабинете (в цветах, на телевизоре, на шкафах, дверях и т.п.) прячутся буквы Д,д Задача детей их все отыскать.
Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания
Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Дэ
Работает у доски.
Работает весь класс
Рефлексия
Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились - синюю.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ