Конспект урока "Морфемика" 6 Класс

Урок – КВН на тему «Морфемика» в 6 классе


Цель урока: повторить изученный материал 5-го класса в виде соревнования двух команд.


Ход урока


Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители.

На доске записан эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!


Вступительное слово учителя. Беседа.


- Что изучает морфемика?

- Назовите известные вам морфемы.

- Как найти окончание в слове? Докажите.


1 команда: территория, путешествие, читал.

2 команда: препятствие, артиллерия, горел.


- Какие морфемы могут входить в основу?

- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

( Подводятся итоги, объявляются баллы. Правильный ответ- 2 балла, неполный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. )


Задание командам:


Из текста выписать слова, состав которых соответствует схемам:

Корень, окончание.

Корень, суффикс, окончание.

Приставка, корень, суффикс, окончание.


Над прудом позёмка вьётся,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.


Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.

Разобрать по составу данные слова:


1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.

2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

Вопрос классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»


Работа у доски: пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.


В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.


Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.


Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, сг…ревший, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.


Вопрос командам:

- Как убедиться в том, что корень в слове найден правильно?


Задание командам:

Определить, одинаковые ли корни в словах:

Гора – гореть, мирный – замирать?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.


Задание представителям команд.

Записать однокоренные к словам:

Выносить ( 1 ком. ), носик ( 2 ком. )


Задание командам:

Игра «Кто больше?» - записать слова с корнями: говор- ( 1 ком. ), вод- ( 2 ком.).


Работа со словами, записанными на доске:

  1. Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:

Пр…ятно

Пр…рода

Пр…спокойно

Пр…шли

Пр…ветливо

Пр…чудливые

  1. Написать сочинение- миниатюру на тему «Прогулка в лесу», используя все записанные на доске слова.


Вопрос командам:

- Как образуются сложные слова?


Задание командам:

Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

Лесоруб, птицефабрика ( 1 ком. );

Вездеход, пчеловод ( 2 ком. ).


Устный блиц – опрос по очереди каждой команде: назовите сложное слово.


  1. Специалист по разведению садов. ( Садовод )

  2. Локомотив с паровым двигателем. ( Тепловоз )

  3. Канал для выхода дыма из трубы. ( Дымоход )

  4. Русская народная игра- пляска. ( Хоровод )

  5. Лес, поваленный бурей. ( Бурелом )

  6. Аппарат для помола кофе. ( Кофемолка )


Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей.


Заключительное слово учителя:

- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное в теме «Морфемика». Молодцы, все работали замечательно!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ