Конспект урока на тему «Автоматизация звука [р] в словах»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 26»  







Конспект урока на тему «Автоматизация звука [р] в словах»






Подготовила воспитатель

Левашова Елена Александровна












г. Вологда

2014 г


«Автоматизация звука [р] в словах»

1) Автоматизация звука [р] в словах (Соколенко Н.И. стр.74-81).

Воспитатель: Назови, пожалуйста, картинки.

Ребёнок: Рама, рак, ранец, ракетка, радуга, карандаш, парашют, барабан, карась, гитара, баран, муравьи, ромашки, розы, роща, перо, рот, горох, ворона, корова, ворота, сорока, воробей, паром, руки, рубашка, рукавицы, ручка, роща, рубанок, игрушки, ружье.

2) Упражнение «Чего не стало?» «Что появилось? Что изменилось?» (предметные картинки со звуком [р]).

Воспитатель: Посмотри на картинки и назови их.

Ребёнок: Ручка, робот, пружина, самовар, костер, ракетка.

Воспитатель: Закрой глаза, не стало картинки с чем?

Ребёнок: Не стало картинки с пружиной.

Воспитатель: Молодец. Закрой глаза, появилась картинка с чем?

Ребёнок: Появилась картинка с ракеткой.

Воспитатель: Правильно, молодец.

3) Работать над совершенствованием слоговой структуры слов (предметные картинки).

Воспитатель: Положи столько фишек, сколько слогов в слове.

Ребёнок: Ро-бот.

Воспитатель: Сколько слогов в слове робот?

Ребёнок: В слове робот два слога.

Пру-жи-на.

Воспитатель: Сколько слогов в слове пружина?

Ребёнок: В слове пружина три слога.

Руч-ка.

Воспитатель: Сколько слогов в слове ручка?

Ребёнок: В слове ручка 2 слога.

Воспитатель: Молодец.

4) Упражнение «4 лишний» (Комарова Л. А. Автоматизация звука [р] стр.13)

Воспитатель: Помоги поросенку Наф-Наф найти в каждом ряду лишнюю картинку. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Р.

Ребёнок: Лишняя груша – это фрукт, а помидор, картофель и морковь – это овощи. Лишняя сорока – это птица, а заяц, медведь и лиса – это дикие животные. Лишний барабан – это музыкальный инструмент, а ручка, портфель, карандаши – это школьные принадлежности. Лишние шорты – это одежда. Туфли, сапоги и кеды – это обувь.

Воспитатель: Молодец.

5) Упражнение «Новые слова» (Комарова Л. А. Автоматизация звука Р стр.15)

Воспитатель: Буратино узнал. Если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Давай проверим, так ли это. Замени в словах первый звук на звук [р], чтобы получилось новое слово. Например, мак – рак.

Ребёнок: Нога – рога, кот – рот, мука – рука, хобот – робот, козы – розы.

Воспитатель: Молодец, а сейчас замени в словах последний звук на звук [р], чтобы получилось новое слово. Например, сын – сыр.

Ребёнок: Бок – бор, сок – сор, миг – мир, пас – пар, сон – сор.

7) Сложи букву М из полосок бумаги.

8) Прочитать прямые и обратные слоги с буквой М («Формируем навыки чтения» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц).

Ребёнок: Ум, ам, ом, им, ым, му, ма, мо, ми, ми.

9) Развитие графических навыков (рисование по точкам).

Возьми карандаш и обведи по пунктирным линиям.


«Автоматизация звука [Л] в словах».

1) Автоматизация звука [Л] в словах (Комарова Л.А. Автоматизация звука Л стр. 8-9).

Воспитатель: Посмотри на картинки и назови их.

Ребёнок: Платье, слон, пламя, флажки, глаза, плот, клубок, клумба, клоун, футболка, иголка, молния, палка, галка, балкон, колпак, бутылки.

2) Ориентировка на листе.

Воспитатель: В правом верхнем углу находится картинка с чем?

Ребёнок: В правом верхнем углу находится картинка с клубком.

Воспитатель: Картинка с платьем находится где?

Ребёнок: Картинка с платьем находится в левом нижнем углу.

Воспитатель: Молодец.

3) Упражнение «Большой-маленький» (Комарова Л. А. Автоматизация звука Л стр. 8-9).

Воспитатель: Назови, пожалуйста, картинки ласково.

Ребёнок: Палочка, галочка, фиалочка, балкончик, колпачок, футболочка, бутылочки.

Воспитатель: Молодец.

4) Упражнение «Аналогии» (Комарова Л. А. стр. 14).

Воспитатель: Рассмотри и назови все картинки. Найди подходящие друг другу картинки из красной и синей рамочек. Например: яблоня и яблоко. Ребёнок: Белка и дупло. Лошадь и седло. Водолаз и ласты. Мыло и полотенце. Лодка и весло.

6) Упражнение «Скажи наоборот» (Комарова Л. А. стр. 15).

Воспитатель: Послушай предложения. Добавь в каждое предложение, подходящее по смыслу слово со звуком [л]. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Например, у березки ствол тонкий, а у дуба - …(толстый).

Ребёнок: Заяц трусливый, а лев смелый. Суп горячий, а эскимо холодное. Собака сытая, а волк голодный. Великан сильный, а Дюймовочка слабая.

7) Автоматизация звука [л] в предложении.

Упражнение «Исправь предложение» (Комарова Л. А. стр.20).

Воспитатель: Волшебник случайно заколдовал предложения, и слова в них запутались. Помоги волшебнику. Найди и исправь ошибки.

Воспитатель: Халат надел маму.

Ребёнок: Мама надела халат.

Воспитатель: На белке сидела елка.

Ребёнок: Белка сидела на ёлке.

Воспитатель: Флажок махал Павлом.

Ребёнок: Павел махал флажком.

Воспитатель: Стол поставили на лампу.

Ребёнок: Лампу поставили на стол.

Воспитатель: Стол укатился под клубок.

Ребёнок: Клубок укатился под стол.

Воспитатель: У голубого платья есть кукла.

Ребёнок: У куклы есть голубое платье.

Воспитатель: Молодец.

8) Выложить схемы слов АМ, МЫ, УМ, НАМ.

Воспитатель: Послушай меня внимательно. УМ. Сколько звуков ты услышала.

Ребёнок: Я услышала 2 звука.

Воспитатель: Назови 1-й, 2-й звук.

Ребёнок: 1-й звук [у], 2-й звук [м].

Воспитатель: Выложи схему слова УМ. Звук [м] какой?

Ребёнок: Звук [м] согласный, звонкий, твердый, на схеме обозначим синим цветом.

Воспитатель: Звук [у] какой?

Ребёнок: Звук [у] гласный, на схеме обозначим красным цветом.

9) Выложи букву М из кубиков Никитина «Сложи узор».

Литература:

1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М.: Гном и Д, 2008. – 36 с.

2. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Пособие по логопедии. Книга 2. М.: АСТ-ЛТД, СПб.: Библиополис, 1997. – 152 с.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. М.: Гном и Д, 2009. – 30 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ