Конспект урока на тему "Буква Ё. Звуки буквы Ё"

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели. Знакомство с особенностями буквы “Ё” в разных позициях.

Задачи: Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а после согласных букв - один звук [о] и смягчает его.

Совершенствовать умения выполнять виды соединений букв с словах.

Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, сознательное выразительное чтение слогов, слов, предложений и связную речь.

Воспитывать любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, цветовые карточки.

Ход урока

1.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера. (Дети улыбаются учителю и друг другу)

2.Актуализация знаний.

У. - На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

У. - Как распознать гласные и согласные звуки?

У. -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

У. - Какие особенные гласные буквы мы изучили?

У. - В чём хитрость буквы е?

Д. - Буква е обозначает два звука [й’,э], когда находится в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Дети приводят свои примеры

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

У. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.

Покажите мне, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают на вопрос)

Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке

У. А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем.

Ребята, отгадайте загадки.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Ёлка)

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл. (Ёж)

Колюч, да не ёж

Живёт в реке.

(Ёрш) (Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он потихонечку по дну и ест то, что в рот попадет)

У. - Что объединяет все слова-отгадки?

У. - Назовите тему сегодняшнего урока

Д. – «Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает».

У. – Отталкиваясь от темы урока и опираясь на помощники, сформулируйте цель нашего урока:

-Познакомиться с …

Узнать, какие…

Учиться читать …

Учиться писать …

(Дети формулируют цель урока)

У. – Итак, сегодня мы с вами отправимся на день рождение к букве Ё. Мы познакомимся с буквой Ё и звуками, которые она обозначает, научимся читать. Писать слоги и слова с новой буквой.

Игра «Поймай звук»

Если в слове есть буква Ё, то дети «ловят» хлопками.

Ёлка, нора, ёжик, лошадь, улитка, костёр, лес, козёл, еловый, мёд, мел, берёза, пенёк, картина, ковёр, самолёт.

4. Работа по теме урока. Работа в прописи (с.3 Мои волшебные пальчики №5, О.В.Пронина)

Учитель читает стихотворение

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов)

- Сегодня мы научимся писать заглавную букву Ё.

(Показ учителем образца заглавной буквы Ё)

-Скажите, ребята, на какую уже знакомую заглавную букву похожа буква Ё?

- Сравнение написания заглавных букв Е , Ё: отличие, сходство.

- Из каких элементов состоит буква Е ? (Из верхнего и нижнего закругления.)

- Какое закругление больше? (Нижнее.)

Д. – Буква Ё похожа на Е, только у неё есть две точки.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Обведите отдельные элементы буквы Ё. А теперь узоры, которые помогут писать красиво и правильно букву Ё.

Комментированный показ учителем на доске.

У. – А теперь посмотрите, как надо писать букву Ё и куда правильно вести карандаш (учитель пишет на доске и объясняет)

У. – А сейчас пропишем букву в воздухе под счет, обведем пальчиком на карточке, пропишем букву на спине соседа.

Самостоятельная запись букв.

У. – Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница.

У. - Как вы думаете, почему наши схемы – «человечки» букв Е и Ё взялись за руки?

-Каким цветом раскрасим башмачки?

-Какие шляпки нарисуем? Обоснуйте свой ответ

Д. - Это буквы, которые могут обозначать два звука…

Один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а другой красный. Шляпок нет.

Чтение слогов и слов с буквой Ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой е.

-Прочитайте слог, теперь слово

Запись слогов по образцу.

5. Пальчиковая гимнастика.

На двери весит замок (Дети сжимают пальцы в кулачок)

Ты его открыть не смог (Дети потрясли кулачками)

Мы замочком постучали (Дети стучат кулачками)

Мы замочком повертели (Дети вертят кулачками)

Мы замочком покрутили (Дети вертят в обратную сторону)

Раз, два, три – мы его открыли. (Дети показывают раскрытые ладошки)

6. Работа в группах. Помогите прочитать слова.

Прочитайте слоги, выпавшие из слов, верните их на место так, чтобы получились слова

(слоги: лё, свёк, вёт, рё;)

слова: ……..ла,

жи……,

Се…..жа,

по….т,

плы……,

само……т

- Буква ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.

У. - Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква “Ё” будет в начале (в середине, в конце слова)

Д. - Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.

7. Физкультминутка.

8. Работа в парах. Слово рассыпалось

Все слова раньше начинались с Ё.

КИЖЁ -

ШЁР -

ЧАКОЛЁ -

У. - Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы “ Ё ”. А кто такой ёжик?

Д. -Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)

У. - Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?

Д. - В слове ёжик два слога.

У. - Произнесите первый слог. (Дети произносят)

У. - Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.

Д. - Это звуки [ й ] и [ о ]

У. - Сколько звуков обозначает буква “Ё”, если она находится в начале слова?

Д. - Если буква “Ё” находится в начале слова, то она обозначает два звука.

У. - Сделайте вывод, в каких случаях буква “Ё” обозначает два звука.

У. - Дайте характеристику букве Ё

Буква Ё обозначает два звука [й’,о], когда находится в начале слова или после гласных. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [о] Дети приводят свои примеры

9. Работа в прописи (с. 3)

Выборочное списывание.

а) Работа с текстом до чтения.

У. – Есть ли у текста название? А картинка к тексту?

- Прочитаем и подумаем, какую картинку можно было бы нарисовать и какое название придумать к тексту.

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста про себя. Выявление первичного восприятия.

- Что же можно было нарисовать к тексту?

- Как назовем текст? Почему?

в) Обобщающая беседа.

- Какое слово встречается в каждом предложении?

- Найдите предложение про смолу, про иголки, про ёлку, про шишки.

- Про какое предложение я не спросила?

- Сколько всего предложений в тексте? Докажите?

- Выберем предложения только про иголки и про шишки и запишем их.

Анализ предложений, подготовка к списыванию. Письмо предложений с комментированием.

Чтение слов кроссворда капуста, тарелка, каток.

Анализ слов: гласные звуки, количество слогов, безударные слоги и безударные гласные.

Запись словосочетаний.

- Давайте скажем про капусту, которая на тарелке.

Тарелка капусты – проговорите орфографически и запишите.

- Сколько слов в словосочетании?

- А теперь про детей на катке.

Дети на катке. На катке – проговорите орфографически и запишите.

- Сколько слов в словосочетании?

10. Индивидуальная работа по карточкам (по степени сложности).

1 группа. Превращение слов (слова из множественного числа преврати в единственное число)

Ерши —

ежи —

ели —

2 группа. Буква потерялась

рш

жик

лка.

3 группа. Найдите слово в слове

ТЕЛЁНОК

ЧЁЛКА

11. Подведение итогов

- Мы сегодня хорошо потрудились.

- Чему учились на уроке?

Аналитический этап.

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.

Дети анализируют собственную деятельность на уроке

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Дети используют цветовые карточки







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ