Конспект урока на тему "Cложные предложения с использованием регионального компонента"
Урок русского языка по теме: " Cложные предложения с использованием регионального компонента".
М.Ж. Торгаева, учитель русского языка
и литературы
средней школы имени Маяковского,
села Калбатау
Жарминского района
Восточно – Казахстанской области.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.
Тема: “Виды сложных предложений”.
Лексическая тема урока: Олжас Сулейменов.
Цели:
совершенствовать знания учащихся о типах сложных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;
воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование: индивидуальные компьютеры, таблица “Виды придаточных предложений”, электронные тесты: “Определение видов придаточных предложений”, “Смысловая и композиционная целостность текста”, оценочные листы, звездочки для игры «Аукцион».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).
Чтение отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку»
II. Постановка темы и целей урока.
Мотивация учащихся (0,5 мин).
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- повторить виды СП и виды придаточных предложений
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения на основе 4 уровней:
1 уровень – ученический (актуализация опорных знаний)
2 уровень – алгоритмический (составление Диаграммы Венна. Составление кластера)
3 уровень – эвристический (нахождение в тексте сложных предложений, определение вида придаточного)
4 уровень – творческий (написать мини – сочинение)
- заполнение кластера «ЗХУ»
Знаю
Хочу знать
Узнал
У нас есть спикеры команды А и команды Б. Их задача объективно оценивать ответы учащихся и заносить в оценочный бланк. При выполнении групповой работы учащихся также ответы заносятся в бланк.
Игра «Аукцион».
Начиная с этой игры мы реализуем с вами первый уровень нашего урока «ученический».
IV . Чтение текста «Слово об Олжасе» ( по электронному учебнику)
Задание1.
Определите верные и неверные высказывания:
1. По образованию Олжас геолог – нефтяник
2. Геологи, строители, нефтяники, археологи,
приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху.
3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром.
4. Поэт не поражал cлушателей на встречах своей эрудицией.
5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам.
6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками
помогают Олжасу выстраивать
в систему всю информацию.
7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил».
8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана.
9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!».
10. Олжас пишет на казахском языке.
Задание 2.
Дополните предложения в соответствии с текстом:
Он с готовностью выступит, где следует, ...
Кинодеятели приходят к Олжасу, как товарищи ...
Все не раз поражались Олжасовской ...
Наступает момент, когда информация переполняет его ...
Поэты расступились, освобождая законное место ... из Казахстана.
Задание 3: Озвучьте рисунки в соответствии с текстом.
Задание 4. (текст перед глазами). Найдите сложные предложения. Определите виды сложных предложений. Для этого мы должны провести следующую работу:
V . Мы переходим ко второму уровню нашего урока «алгоритмическому».
Задание для группы А:
Сотавить Диаграмму Венна. Сходства и различия между ССП и СПП
Задание для группы Б:
Составить кластер (выделить признаки СПП)
СПП
Задание для группы А:
Перед нами третий уровень нашего урока «эвристический».
Найдите в тексте СПП с придаточными определительными и ССП.
Задание для группы Б:
Найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными
Выпишите их в тетрадь, нарисуйте схемы предложений (схемы предложений учащиеся рисуют на интерактивной доске)
VI . Поговорим 1,2. (по электронному учебнику)
VII. Учитель:
Кто из писателей Казахстана также как и Олжас Сулейменов закончил Геолого-разведочный факультет, но больше проявлял себя в литературе?
- Конечно, наш поэт Восточно – Казахстанской области, М.И.Чистяков.
Показ слайдов:
1.Портрет
Рассказ учащихся:
Родился в 1917году.
В 1934 году поступил на геолого – разведочный факультет, в 1950 году окончил Семипалатинский педагогический институт. С 1965года – литературный консультант в областной газете «Рудный Алтай».
Награжден медалями СССР и Почетной грамотой Верховного Совета Каз.ССР.
/Справочник Писатели Казахстана/ Сост. Ауэзов М., А., 1982 год.
/Музей. Материалы «Писатели Казахстана»/
Задание на интерактивной доске:
Определите виды сложных предложений в его стихах.
1) Механики, шоферы, трактористы,
Они пришли со всех концов страны,
Чтоб степь шумела хлебом колосисто
На неоглядном море целины.
«Палатка». 1984год.
2) Хорошо мне сидеть у родного огня,
Что когда-то, давно, ты зажгла для меня.
Он не гаснет. Он светит мне в холод и тьму.
И за то я всю жизнь благодарен тебе.
«Хорошо мне сидеть у родного огня». 1984г.
3) Я не убит.
Я выжил, уцелел.
Хочу, чтоб смерть его не зацепила,
Чтоб вражеский осколок не задел
И пуля мимо сердца проскочила.
«Солдатская совесть» 1944г.
VII. Ребята, закончите заполнение кластера графу «узнал».
VIII. Переходим к творческому уровню.
Какие виды сочинений вы знаете?
(повествоваение, рассуждение, описание).
напишите 2-3 предложения на один из перечисленных видов сочинения по теме урока.
IХ. Итог урока.
Х. Спикеры команд комментируют оценки, выставленные за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ