Конспект урока на тему "Дифференциация звуков П – Б"

Тема занятия: Дифференциация звуков П – Б.

Цель занятия: Активизировать знания детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’], дифференцировать данные звуки в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи занятия:

- Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости,

- закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];

- развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;

- совершенствовать грамматические формы речи; 

- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: предметные картинки, лента букв,

Ход занятия.

I.Организация начала занятия

Назвать слово «Наоборот»:

холод – жара, грязь – чистота, правда – ложь, юг – север, польза - вред

II. Формулирование темы занятия, постановка цели.

1.Выделение звуков П - Б

а) «Четвёртый лишний»:

- шапка, пальто, платок, панама

- рубашка, брюки, ботинки, блузка

Какие звуки мы встречаются в этих словах?

- Назовите тему нашего занятия (звуки П - Б).

- Попробуйте определить цель (научиться слышать, различать согласные П - Б и не путать их на письме).

III.Основная часть.

1.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

Произнесение звуков П – Б, наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.

- Посмотрите и почувствуйте, как произносится звук П. Обратите внимание, что:

губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки не напряжены – голос не образуется.

- При произнесении звука Б: губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки напряжены – образуется голос.

2.Сравнительная характеристика звуков П - Б.

- Дайте характеристику звукам с опорой на таблицу:

[п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;

[б] - согласный, звонкий, твёрдый., [б’] - согласный, звонкий, мягкий.

- Чем различаются эти звуки?

3.Слоговая работа.

- Прочитайте слоговые таблицы, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных:

- Запишите в тетрадях парами по звонкости – глухости, используя гласные первого ряда. Обозначьте твёрдость согласных.

ПА – БА ПО – БО ПУ – БУ ПЫ – БЫ ПЭ – БЭ

- Внимательно послушайте цепочку слогов и повторите за мной:

па – пя – па по – по – пё пу – пю – пу пэ – пэ – пе

4. Упражнение в определении звуков П и Б на слух (сигнальные карточки).

Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба

- Какую одежду я назвала? (сапоги, шляпа)

5. Составление схемы слова.

- изделие из теста, с дыркой посередине (бублик);

- как называются отверстия во льду, которые сделал человек (проруби);

- приспособление на удочке, за которым следит рыбак (поплавок).

6.Определение места звука в слове (звуковые линейки)

рыба (3), справка (2), стебель (4), капуста (з), хлопок (4), грибы (4), карп (4), голуби (5), тропка (4), коробочка (5)

7.Упражнение в звуковом анализе: угадай слово по начальным буквам:

Банан, арбуз, ракета, мостик, апельсин, лестница, ель, йогурт (Бармалей)

8. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один»

Зубы - …, грибы - …, карпы - …, голуби - …, столбы - …, супы - …

Устно составить предложения.

9. Составление словосочетаний:

грибной пакет

заботливый капли

бумажный суп

зубные брат

подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки П – Б цветными карандашами, устно составить предложения с образованными словосочетаниями.

IV. Итог занятия, рефлексия.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ