Конспект урока на тему "Единственное и множественное число имен существительных"
Конспект урока русского языка
Тема: Единственное и множественное число имен существительных
Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число, использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам, использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Лесная прогулка»
Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запишите, каких птиц можно встретить в лесу (Ворона, сорока, жаворонок, воробей, соловей)
В каком числе записаны слова?
Образуйте множественное число.(Проверка на экране)
2. Орфографическая минутка
Вставьте пропущенные буквы.
Холо.. сковал землю. Дерев. .я покрыты . .неем. С бере.. сыпались сн..ж.нки. Под н..гами хрустел сне.. . Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Сосны с..сна
Хлеба хле..
Грибы гри..
Травы тр..ва
По какому признаку слова объединены в группы?
- Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.
Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании? Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.
Работа по теме урока
Упр. 108(с. 63).
(Выполнение с комментированием.)
Упр. 109(с. 63).
Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)
Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)
Физкультминутка
Мы — листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
Закрепление изученного материала.
Упр.110 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Как мы подбирали проверочное слово при проверке безударных гласных и парных согласных? (Мы изменяли форму имени существительного.)
Рефлексия
— Подберите проверочное слово, изменяя имена существительные по числам. Вставьте пропущенную букву.
Вариант I. Безударные гласные .
Ст. .кло, д.жди, к. .льцо, р. .са, к..тята.
Вариант II. Парньте согласные.
Бере.., алма.., гру.., е.., бро..ь, жира...
(Проверка — обмен тетрадями, самооценка с помощью «светофора».)
Работа с экраном слайды с 13 по 16
. Подведение итогов урока
— Какие умения мы сегодня совершенствовали?
— Как это может помочь при написании слов с орфограммами?
— Все ли вам было понятно?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 112 (с. 64).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ