Конспект урока на тему "Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о"
Тема: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.
Оборудование: карточки с фрагментами букв.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе.
Ворвался в город ветер-озорник. На многих вывесках – а мы говорили о них на уроке риторики – испортил буквы. Никто не может их прочитать.
На доске – плакат:
N I ⊥Т N I ⊥ ⎡∩? ⎡∩
– Разве есть такие буквы: N I ⊥ ⎡∩?
– Верните им первоначальный вид. 4
И, Р, Т, Г, П
– Прочитайте буквы.
– Какие звуки они обозначают?
– Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания.
– Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р – вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради.
– Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется.
– А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется.
– Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте.
Фонетическая разминка. 4
На доске буквы: Р, Т, Г, И, П.
– Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р’] [г] [г’]).
– Назовите все мягкие согласные звуки ([р’] [т’] [г’] [п’]).
– Назовите глухие согласные звуки ([т] [т’] [п] [п’]).
– Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]).
– Про какие звуки я не спросила? (Про [и].)
– Что можете рассказать про этот звук?
– Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте?
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
План (примерный): 3 2
Работа с рисунками
Составление схем слов.
Выделение звуков в слове.
Знакомство с новой буквой.
Чтение слогов
Письмо букв.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Работа в «Букваре»
– Откройте «Букварь» на с. 36.
– Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.)
– Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].)
– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
– Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о].
– На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.)
Работа в прописи 2 3
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла
И теперь – овальная.
(Г. Ванюхина)
– Что нового мы сейчас узнали? 4
– Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.) 3
– Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О – это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная – на овал.)
– Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву.
– В какую сторону поведём овал?
– Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы.
– Зачем нужна заглавная, большая буква?
– Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Учитель читает стихотворение Е. Измайлова.
– Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве – большой уважения знак!
– Для каких же слов требуется заглавная буква?
– Попробуем написать эту букву сначала по воздуху.
– Теперь обведите заглавные буквы на табло.
– Назовите слова, которые можно написать с этой буквы.
– Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы.
– Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.)
– Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой.
Учитель показывает на доске образец большого размера.
– Обведите букву О с верхним соединением.
– Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.
– Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу.
– Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.
Учитель показывает образец на доске.
– Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки – слева направо и выводим соединительный элемент.)
Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон.
– Чему мы сейчас учились? 4
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в «Букваре» 1
– Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре?
– Проверим. Составим схему каждого слова.
1. Слого-звуковой анализ слов.
– Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные.
– Сколько гласных звуков в слове и какие?
– Отметим их на схеме.
– Значит, сколько слогов в этом слове?
– Покажите на схеме.
– Найдите ударный. Позовите слово.
– Поставьте знак ударения. (О-слик.)
– Назовите первый звук.
– Какой буквой он обозначен?
– Напечатаем её на схеме.
Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму:
а) сколько гласных;
б) сколько слогов;
в) какой слог ударный;
г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен;
д) отметить все звуки на схеме.
2. Чтение слогов.
– Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? 3 (Читать слоги.)
– Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их.
– Отметьте цветной точкой первый звук.
– Какого цвета точку поставили?
– В каком столбике два гласных?
– Прочитайте 4-й столбик снизу вверх. 1
– 5-й столбик сверху вниз. 1
– 3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик – 3-й ряд, 5-й – 2-й ряд. 1
3. – Сейчас один ученик будет читать слог, а другой – добавлять его до целого слова.
Учитель вызывает двух учеников (сидя за партами). Например, Саша читает слог в первом столбике, а Катя договаривает этот слог, чтобы получилось слово.)
– Го-ра. По-ле. То-пор. Ро-са.
4. – Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки».
– Какие буквы они обозначают?
– Почему эти буквы взялись за руки?
– Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.)
– Каким цветом их раскрасим?
Дети закрашивают башмачки красным цветом и ставят ударение на одном из башмачков.
5. – Но есть у этих букв одно интересное отличие – догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги.
На доске: ро, ри, го, ги.
– Что заметили?
Если дети испытывают затруднение:
– Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.)
– Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.)
– Отметим цветными точками, что заметили.
– Буква О указывает на твёрдость, буква И – на мягкость согласного.
– Что нового мы сейчас для себя открыли? 4
Работа в тетради для печатания, с. 22–23. 4
– Давайте посмотрим на с. 22 тетради для печатания.
– Какие буквы вы там увидели?
– Как вы думаете, какое задание нам предлагают сделать?
– Какие слоги получатся, если букву О поставить на второе место? Напечатайте их.
– Какие слоги получатся, если букву О поставить на первое место? Напечатайте их.
– Поставьте цветные точки под каждой буквой.
Работа в «Букваре» (с. 36). 1
– Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.)
– Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.)
Чтение слов
а) – В словах 1-го столбика отметьте красной точкой гласные звуки. Сколько слогов в словах? Почему?
б) – Сколько согласных звуков в словах 2-го столбика?
– Что можно сказать про согласные? (Они все твёрдые.)
в) – Вот схемы слов.
– Найдите и прочитайте эти слова в 3-м и 4-м столбике.
г) – Схему какого слова я нарисовала?
д) – Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы.
– Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово.
– Прочитайте последнее слово в 3-м столбике.
– А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось?
– Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кому было легко?
– Кому трудно? Почему?
Физкультминутка
Работа в прописи
– Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи.
1. Беседа по рисунку (с. 4). 1 2
– Какое время года на картинке?
– Как догадались?
– Где собрались снеговики?
– Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй – с нежеланием, а третий что-то задумал.)
– Почему вы так решили?
– Сколько кругов? Подсчитайте.
– Обведите по контуру круги.
Так же проводится работа с другими элементами.
2. Письмо буквы О, о.
– Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны?
– Напишем все наклонные линии синим цветом.
– Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.) Олег, осень, Оренбург, окно.
– Сколько заглавных букв обвели? (2.)
– Сколько строчных? (2.)
– Продолжаем: Ольга, Оля, отдых, оттепель, острый.
– Сколько всего заглавных букв получилось? (4.)
– Сколько строчных?
Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания.
– Продолжаем обводить: огненный, Олеся, озеро, Одоевский, олово, Одесса.
– Сколько букв обвели?
Пальчиковая гимнастика
– Послушайте мою сказку. 2
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – маленький. Руки у них – снежные комки, вместо носа вставлены морковки, глаза – из угольков. У папы-снеговика – ведро-цилиндр, у мамы-снеговика – модная шляпка, а у малыша торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются.
– Подумайте, чем может закончиться сказка. Придумайте заглавие.
Затем дети самостоятельно обводят по контуру.
Работа в «Букваре» 1 7
Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе».
1. Работа с текстом до чтения.
– Посмотрите на с. 37.
– Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.)
– Кто нам поможет прочитать имя автора?
– Как назвал своё произведение Александр Шибаев?
– Наш художник уже прочитал текст и нарисовал иллюстрацию. Как вы думаете, о чём прочитал наш художник (мы-то ещё не читали)? (Историю или сказку про буквы.)
– Можно ли назвать текстом то, что прочитал художник? (Можно.)
– Почему? (Есть автор, название, есть абзацы.)
– Подсчитаем, сколько абзацев. (6, 7, 11.)
– Кто же прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
– Что нужно для этого сделать? (Прочитать.)
– Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу!
– А что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.)
– Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.)
– Может быть, об этом произведение нашего автора? Давайте проверим! Будем читать по абзацам.
Читает учитель или подготовленный ученик; дети, не умеющие читать, слушают.
2. Работа с текстом во время чтения. Проводится комментированное чтение.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак. Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»
– Что произошло с буквами? (Не поладили.)
– А как вы понимаете – не поладили? (Поссорились.)
– С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.)
– В какие «разные» стороны разошлись? (В одну – гласные, в другую – согласные.)
– Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.)
– А что же они делали? Кто внимательно читал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»)
Второй абзац читает другой ученик (дети должны научиться слушать чтение разных одноклассников, то есть воспринимать голоса разных людей.)
– Зачем-то позвали кошку.
Учитель повторяет эту фразу, недоуменно интонируя.
– А кто позвал? Зачем?
Если на вопрос «кто?» дети ответят: «согласные», то на вопрос «зачем?» – свободные высказывания детей.
– Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.)
Читаем 3-й абзац.
– И заскучали… Что же происходит дальше? (Стало скучно.)
– Вдруг: «Тсс!»… С каких слов начинается абзац? А как можно прочитать это предложение, используя жесты и голос? (С использованием указательного пальца.) А для чего этот жест существует? (Призывает прислушаться, остановиться, чтобы наступила тишина и были слышны все звуки.)
Учитель комментирует сам, чтобы все дети могли эмоционально «прожить» эту ситуацию.
– Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались... Все это происходило с какими буквами? (С согласными.)
Читаем 4-й абзац.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как маленькие дети, и аукались: «Уа! Уа! Ау! Ау!..»
– Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.)
– Согласных много, гласных много, друг без друга им плохо, они плачут, аукаются.
– Закройте ладошкой следующую часть текста. А что могло быть дальше?
Первыми ответят те дети, которые слушают. Это необходимо для их мотивации, поддержки внимания при слушании и чтении текста.
– Проверим, читаем дальше.
Читаем 5-й абзац.
– И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ ВСГД ВМСТ!»
– Почему получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.)
Читаем 6-й абзац.
– И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ ЕА ЕЕ!»… Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.)
– Закройте ладошкой следующую часть текста. А как вы думаете,
они захотели помириться?
Первыми отвечают те, кто слушает. Другой вариант:
– О чём бы вы написали дальше, если были бы на месте Александра Шибаева? (Свободные высказывания: тут буквы обнялись и помирились.)
Читаем 7-й абзац.
– Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»
– Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению!
– Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? Догадались? (Больше буквы никогда не ссорились.)
Читаем 8-й абзац.
– И с тех пор никогда больше не разлучались.
3. Работа с текстом после чтения.
– Александр Шибаев не просто автор, писатель; он учитель, поэтому он и закончил свою историю такими словами: «И с тех пор никогда больше не разлучались».
– Вспомните ваши предположения, о чём будет текст. (Буквы больше не ссорились.)
– Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите!
– А скажите, это могло случиться на самом деле?
– Что напоминает эта история? (Сказку.)
– Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали – автор представлял их людьми, дал характер.)
– Внимателен ли был наш художник, читая сказочную историю? (Да, художник был внимателен к тексту, но не совсем: буква Э – в группе с буквами согласных.)
– Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».)
ТООУ
ΙV. Домашнее задание (по желанию)
Ребята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию).
1. Задание для нечитающих: найти в тексте слова, которые они могут прочитать, подчеркнуть буквы О, И (по желанию).
2. Сочинить начало этой сказки.
V. Итог
– Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте.
– Объясните, почему вы дорисовали этот предмет?
– Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.)
– Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.)
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?
– Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока обучения грамоте.
– А я хочу добавить, что сегодня мы ещё учились понимать, что и зачем делаем на уроке, и рассказывать, что нового узнали. Это тоже очень важно уметь делать. И не только на уроке обучения грамоте. Откройте дневник на с. 118.
– Кто может прочитать, что написано в самом верху страницы? Прочитайте всем ребятам.
– Рассмотрите самую верхнюю картинку. Прочитайте предложение под цифрами 1 и 2.
– Вот видите, какую важную работу мы ещё с вами сегодня сделали. Молодцы!
ТООУ
Работа с Личным еженедельником на с. 118
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ