Конспект урока на тему «Грамматические признаки имени существительного»

Тема урока: «Грамматические признаки имени существительного»


Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные.


Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу;

- совершенствовать навыки работы с интерактивной доской SMART Board.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности)

Тип урока - урок закрепления знаний.

Форма проведения – урок – путешествие.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:

1. Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.

2. Развивать речь учащихся.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)





Ход урока:

Организационный момент.

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой.

Настроимся на работу (хором):

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

- Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Постановка темы и целей урока.

- У нас сегодня необычный урок. Урок – путешествие. Вы – юнги, а я ваш капитан. И мы отправляемся в путешествие на корабле за знаниями по стране «Части речи».


Слайд – анимация корабля.

Звучит аудиозапись «Шум прибоя»


- Какие части речи вы изучили?

- На уроках русского языка мы уже познакомились с главным жителем этой страны.

- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Слайд – шторка.

- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.

- На каждом острове нас будут ждать различные испытания. Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, что обозначает имя существительное?   
(Имя существительное обозначает предмет) Слайд – шторка.
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, людей, события, животный и растительный мир)

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

(Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?) Слайд – шторка.

- А какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? (одушевленные: люди, животные)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные: это неживые предметы)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные)

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы)


Словарная работа «Какое слово лишнее?»

( у детей карточки с буквами: а, о, е, и)

М . трос, остр . в, зап . д, сев . р, св . бодный, пр . рода.

Слайд – картинки якорей закрывают безударные гласные.

-Выписать только имена существительные, вставить пропущенные буквы. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

-Какое слово лишнее? Почему?

Рефлексия.

-А теперь проведём взаимопроверку, сверяя ответы соседа по парте с записями на экране.

- На какие вопросы отвечают эти слова? Подписать.

- Почему слово матрос отвечает на вопрос КТО?

- Наш корабль подплыл к острову одушевленных и неодушевленных предметов. Слайд.

- Игра «По местам»

- Так как наше путешествие морское, то и слова на морскую тему. Заселите ими два замка.

- Работаем в группах.

Слайд – море со словами: юнга, корабль, капитан, палуба, парус, акула, мачта, море, чайка, кок.

-Спишите свои слова, отвечающие на вопрос: КТО? ЧТО?

Проверка (дети выходят к интерактивной доске по очереди с каждой команды)


Физминутка для глаз:

Здоровьесберегающие технологии.

«Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально

«Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую

«Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую

«Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.

«Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).


- Наш корабль отправляется дальше в путь за знаниями. И на пути у нас остров Собственников.

- Как вы думаете, кто здесь живет? (имена собственные и нарицательные)

Слайд – слова в два столбика.

- Игра «Найди пару»

- Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся?

- А какие слова во 2 столбике? Как они пишутся в русском языке?

- Был шторм, большие волны нахлынули на берег и перепутали имена собственные.

- Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика:

кот Русский

город Ханка

остров Советская

озеро Роза

улица Артём

девочка Матроскин

(Дети выходят к интерактивной доске, проводят стрелки)

- Спишите слова в столбик. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните.

Развитие речи. На этом острове живет девочка Роза и у нее сегодня день рождение. Как вы думаете, чтобы мы могли ей подарить? Составьте предложение. Как в нем будет написано имя девочки? А название цветов? Почему?

- Жители этого острова предлагают вам поработать по учебнику.

Работа по учебнику: стр. 101 текст в конце страницы. Прочитать предложения первого абзаца. После разбора списать. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Какой частью речи выражено подлежащее, а - сказуемое?

Работа в парах. Слово деревянная разобрать по составу (на магнитной доске карточки: корень, суффикс, окончание) Проверка.

- Наш корабль подплывает к острову «Число имен существительных»

- На этом острове мы с вами немного поиграем и отдохнем.

Жители этого острова подготовили вам задание на интерактивной доске.

Игра «Один – много»

- Отгадайте загадки (про обезьяну, банан, пальму)

Слайд – картинки предметов в ед. ч. (дети записывают во мн. ч.)

Проверка – «молоком» (дети выходят к доске)

Работа по учебнику: стр. 100 упр. 248

1 ряд – 2 столбик.

2 ряд – 6 столбик.

Фронтальная проверка.

- Наш урок подошел к концу. А наше путешествие продолжится. На следующих уроках мы познакомимся с другими грамматическими признаками имени существительного.

- Главная героиня нашего урока желает вам «Доброго пути!» Слайд – надпись, дети работают ластиком.

Подведение итогов. Рефлексия.

-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.

- Цель нашей деятельности была закрепить, повторить.

- А как достигли поставленной цели, мы узнаем после…

Игры «Да - нет» (хором)

1.Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительное обозначает действие предмета.

3. Существительное обозначает предмет.

4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

5. Имена собственные пишутся с большой буквы.

6. Имена существительные изменяются по числам.

Оценки

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ