УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Путешествие на планету ЛЕКСИКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛЕЖНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«Путешествие на планету ЛЕКСИКА»
Подготовила:
Федотова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Путешествие на планету ЛЕКСИКА
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: урок-путешествие
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для 5класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.
Деятельностная цель: создать условия для полноценного открытия нового знания, актуализации мышления
Содержательная цель: познакомить с понятиями «Лексика», «Лексическое значение слова»
Образовательные:
научить определять лексическое значение слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов
Развивающие:
развивать творческое мышление, активность учащихся;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
прививать любовь к слову, повышать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты.
Предметные:
сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
сформировать способность определять ЛЗ слова;
развить умение работать с толковым словарём
Личностные:
воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению русского языка
Метапредметные:
Умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в различных источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.
Универсальные учебные действия.
Личностные УУД: развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания;
формирование мотивов достижения;
формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи;
внесение необходимых корректив;
принятие и сохранение учебной задачи;
выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;
контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;
учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;
формулирование собственного мнения
Познавательные УУД: построение речевого высказывания;
осуществление синтеза как составления целого из частей;
поиск разнообразных способов решения задач;
выдвижение гипотез и их обоснований;
анализ объектов с целью выделения признаков,
установление причинно-следственных связей;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
осуществление поиска необходимой информации;
выделение информации из текстов;
; подведение под понятие,
выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Принципы системно-деятельностного подхода,
формируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу
(Слайд 1)
- Добрый день, ребята!
Мы друг к другу повернемся,
Мы друг другу улыбнемся!
И ладошками тепло
Вам подарим мы своё.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Улыбаются друг другу
Делятся своими улыбками
Трут ладошки, делятся теплом
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
II.Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Ребята, сегодняшний наш урок необычный. Это ...(учитель показывает на изображение тётушки Совы, которая появляется на каждом уроке открытия нового знания, и дети уже знают, то будут познавать новый материал)
(слайд 2 )
Сегодня мы продолжим наше космическое путешествие по галактике Языкознания
(слайд 3 )
Мы уже давно изучаем эту галактику и смогли посетить две планеты. Как они называются?
(слайд 4)
Предлагаю вам игру «На какой планете»? Вам предстоит отправить записанные на слайде понятия в нужный раздел (на планету) слайд 5
Дети отвечают: «...урок открытия новых знаний.»
Дети отвечают, что это планеты «Синтаксис» и «Фонетика» (появляется слайд 4)
слайд 5
Принцип деятельности.
УУД:
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: внесение необходимых корректив
Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов
III.Этап формулирования темы и целеполагания
Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации.
- А сегодня настало время полета на третью планету. Все пилоты готовы к полету?
- Тогда откроем наш бортовой журнал (тетрадь) и запишем число нашего полета.
(слайд 6, видеофрагмент полета в космос)
- Итак, урок – путешествие. Но мы даже не знаем название планеты, на которую отправляемся. Предлагаю послушать стихотворение и решить, кто же обитает на этой планете и как она называется.
Итак, кто живет на этой планете? (слайд 7)
-Правильно, а если я вам подскажу, что слово по-гречески звучит как лексис, как могла бы называться такая планета?
-Это и есть название раздела, который нам предстоит изучить. Запишите в бортовой журнал.
-Лексика изучается в специальном разделе науки о языке, который называется ЛЕКСИКОЛОГИЯ.
- Слова на этой планете удивительно многолики. И у каждого слова есть какое-то особое «лицо» , свое значение. И определить это несложно. Оказывается,
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Что людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
- Как называется такой словарь?
(Слайд 8)
Поработайте в парах и определите, например, значение слова «лететь», «безоблачный» (этих слов нет в учебнике – где посмотреть?) Кто его автор? Возьмите и посмотрите.
-Что же мы такое прочитали?
-Это тема нашего урока. Запишите (первый материк)
-Планета нам не известна, и для того чтобы она открыла свои тайны, что-то надо сделать…
-Это и будет цель нашего сегодняшнего путешествия.
– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения.(слайд 9)
Дети : «Да!»
Записывают число и классную работу + рисуют «лесенку успеха» (например:
Ученик читает наизусть стих
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Дети: на планете живут слова
Дети: ЛЕКСИКА
Записывают название раздела в тетрадь.
Записываем в тетрадь – Лексикология – раздел науки о языке, изучающий слова.
Толковый
Работают со словарем в учебнике.
Зачитывают из словаря
В толковом словаре. Ожегов. Даль.
- Значение слова, лексическое значение слова.
Записывают «Лексическое значение слова»
Дети формулируют цель и задачи:
узнать…что такое лексическое значение слова
Научиться определять… лексическое значение слова
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.
Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.
IV. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения
- Работаем командами ( в группах)
На листках написаны вопросы. Необходимо найти ответы на вопросы, используя космическую энциклопедию (учебник)
(слайд 10)
Вопросы:
1.Что такое «лексика»»?
2.Что такое «лексическое значение слова»
3. Как слова располагаются в толковых словарях?
--Итак, с первой задачей мы справились. Оцените себя. (смайликами)
Изучаем планету дальше. (слайд 11)
-“Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов, словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами”. А сколько же слов в русском языке?
Для ответа на этот вопрос обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Так много ли слов существует?
-Что об этом говорит Лев Успенский? (упр.327) Прочитайте.
-Согласны ли вы с утверждением, высказанным в последнем упражнении? Обсудите это в паре
В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов. А в словаре Даля их 200 тысяч.
- Наша следующая задача – научиться определять ЛЗ
- Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке. (работа в группах)
(космонавт, луноход, лазурь.) (слайд 12)
Предоставляет слово каждой группе
А вот что об этом говорит его величество Словарь
-Как вы искали ЛЗ?
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?
Обратимся к космической энциклопедии на стр.152
Рисуем ФИШБОН вместе с детьми (учитель на доске, дети в тетради)
Дети работают в группах по пoиску нужной информации, составляют связный рассказ,(?) выбирают отвечающего. Отвечают.
Много
Читают текст упр.327 вслух,
поиск ответа на вопрос в парах
- Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
Приводят примеры слов
Работа в группах по 4 человека
Зачитать ЛЗ слов по словарю
-подбирали близкие слова, синонимы, разъясняли.
Делают подписи на «косточках»
1.рисунок
2.подбор синонимов
3.отличительные признаки
4. раскрыть значение частей слова.
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.
Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
V. Динамическая пауза
Организует физкультминутку (космическая музыка, плавные движения)
Физкультминутка (выполняют движения)
УУД: личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.;
V. Закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Самостоятельная работа. (слайд 13)
- А теперь мы с вами напишем лексический диктант По словесному описанию определить название предмета и записать его в тетрадь
1. Все видимое над Землей пространство (небо)
2. Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты (солнце)
3. Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства (метеорит)
4. Путь движения небесного тела (орбита)
5. Летчик, специалист по управлению самолетом или другим летательным аппаратом. (пилот)
- Где вы можете применить знание лексического значения слова?
-Предлагаю разгадать небольшой кроссворд на тему «Космос» (в группах или парах, как удобнее)(слайд 15)
з
в
е
з
д
а
е
м
с
п
л
а
н
е
т
а
я
т
у
р
л
у
н
а
Узнают слово и записывают в тетрадь.
Взаимопроверка. Шкала оценивания – пятибалльная.
(сдайд 14)
Решая кроссворды, на любом уроке, в жизни
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Оцените свою работу на уроке.
- Дома выучите все определения, запишите их в узелок, кроссворд упр. 331 или составьте самостоятельно кроссворд на космическую тему.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Снова рисуют «лесенку успеха»
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
2
3
4
По горизонтали:
1. Небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка
3. Небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся его отраженным светом
4. Светящийся диск или часть диска ближайшего естественного спутника Земли, видимый на небе ночью.
По вертикали:
1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси
2. Планета, имеющая кольца
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ