Конспект урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Имена существительные собственные и нарицательные»

1. Ф.И.О.: Лаптева Ольга Викторовна

2. Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лаж Лебяжского района Кировской области

3. Должность: учитель русского языка и литературы

4. Предмет: русский язык

5. Тема и номер урока в теме: Имена существительные собственные и нарицательные, 5 урок в теме «Имя существительное»

7. Базовый учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др..- 34-е изд. - М.: Просвещение, 2007

8. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии развивающего обучения и ЭОР.

9. Задачи:

- обучающая: способствовать осознанию деления имен существительных на собственные и нарицательные и употребления заглавной буквы в именах собственных с помощью ЭОР;

- развивающие: способствовать обучению самостоятельно работать с текстом учебной статьи (выделять главное, систематизировать знания, оформлять выводы); способствовать развитию умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

-воспитательная: способствовать правильному употреблению имен существительных в речи и воспитанию бережного отношения к слову и родному языку.

10. Тип урока: комбинированный (по классификации Б. П. Есипова)

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

!2. Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows

13. Структура и ход урока






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время (в минутах)

1

Организационный момент


Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочих мест к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

1мин

2

Мотивация учащихся


Мотивирует учащихся через приём составления кластера по теме «Имя существительное»

Коллективно составляют кластер и приходят к выводу, что данную тему необходимо изучать для того, чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи

2 мин

3

Актуализация знаний и умений


Задаёт вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):

- Слова какой части речи записаны на доске? Докажите.

Проверяет выполнение домашнего задания. (упр.482).

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы друг друга и дополняют их.


Проверяют правильность выполнения домашнего задания.

4 мин

4

Целеполагание


(фронтально-индивидуальная работа)

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, обратив их внимание на правописание имен и названий , контролирует оформление записей в тетрадях

Формулируют тему и цель урока, оформляют записи в тетрадях

2 мин

5

Изучение нового материала






УОМ – И

«Кавычки при именах существительных» (1)


Объясняет новый материал, используя материал учебника об именах собственных и нарицательных,

используя ЭОР (фронтально-индивидуальная работа). Любознайка создает проблемную ситуацию: зачем нужны кавычки?




Организует работу с учебником

Воспринимают новую информацию посредством работы с учебником.


Выполняют задания, предложенные ЭОР,

С помощью Любознайки приходят к правилу птичек-кавычек, записывают примеры в тетрадь и объясняют их.

Читают правило в учебнике.



8 мин

6

Первичное закрепление новых знаний









УОМ – П

«Кавычки при именах существительных»

(2)

Задает вопросы классу по изученному материалу, дает ответы на вопросы учащихся.




Организует фронтальную работу по закреплению материала, используя ЭОР (Сцены 1-2)




Организует фронтально-индивидуальную работу с учебником (упр. 494), вызывая учащихся к доске по очереди.


Организует физкультминутку: называет существительные, если они являются именами собственными, то учащиеся должны подпрыгнуть, если именами нарицательными – присесть.


Организует работу в парах с взаимопроверкой. (упр. 491)

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга, задают вопросы учителю (если такие имеются)


Выполняют задания, предложенные ЭОР:

Находят соответствия, вставляют слова в предложения.


Выполняют упражнение у доски по очереди и в тетрадях.





Выполняют упражнения












Выполняют упр. 491 в парах с взаимопроверкой

21 мин

7

Диагностика знаний и умений

УОМ – К

«Кавычки при именах существительных»

(3)

Демонстрирует учащимся ЭОР, организует самостоятельную работу учащихся

Самостоятельно выполняют задания, представленные в ЭОР, выполняют самопроверку

4 мин

8

Итог урока


Возвращает учащихся к практической цели урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу

Возвращаются к практической цели урока. Делают выводы по изученной теме

1 мин

9

Домашнее задание


Информирует о домашнем задании:

1) прочитать §92, знать правило о правописании собственных и нарицательных существительных;

2) на выбор: упр.486 или упр. 488, составить текст-рассуждение на тему «Зачем нужны кавычки?»

Записывают домашнее задание

1 мин

10

Рефлексия


Вовлекает учащихся в речевую ситуацию-диалог:

-Сегодня на уроке я научился… Чему научился ты, … (имя одноклассника, к которому обращается)

Участвуют в диалоге

1 мин





























ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

«Имена существительные собственные и нарицательные»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Кавычки при именах существительных

Информационный учебный модуль

учебный модуль

http://fcior.edu.ru/card/14009/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html


2

Кавычки при именах существительных

Практический учебный модуль

учебный модуль

http://fcior.edu.ru/card/12506/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html



3

Кавычки при именах существительных

Контрольный учебный модуль

учебный модуль

http://fcior.edu.ru/card/13085/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html






7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ