Конспект урока на тему "Имя существительное". Иследование слова "Бобры"

МКОУ Таловская СОШ









Учитель: Заборьева Н. И.





Цели:

* закрепить и обобщить знания об имени существитель-

ном, как части речи (собственное и нарицательное, оду-

шевлённое и неодушевлённое, имеет род, число);

* учить рассуждать, анализировать, развивать устную

и письменную речь; орфографическую зоркость, пополне-

ние словарного запаса;

* способствовать развитию мышления, наблюдению,

памяти;

*воспитывать любовь к русскому языку; бережному

отношению к животным.



Ход урока

Организационный момент.


Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.


Сообщение темы и целей


- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобры)


( На доске учитель вывешивает слово «бобры»)

- Посмотрите на это слово «бобры» и скажите, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

= Я думаю, что сегодня мы будем говорить об именах существительных, т. к. это слово как раз является именем существительным.

= Я думаю, что мы будем, составлять красивые предложения об этих животных.

= Я считаю, что с помощью этого слова можно придумать разные однокоренные слова.

= А мне, кажется, что мы будем вести речь о безударных гласных.

- Молодцы! Здоровы, что вы предложили столько интересных заданий к слову «бобры».

Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок – исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет вот эти животные (на доске рисунок с изображением бобра) и слово «бобры».


(Учитель открывает на доске запись)


словообразование фонетика

БОБРЫ


орфография морфология

синтаксис


Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.


??? – Нужно найти ту карточку, на которой написано слово обозначающее науку, которая изучает:

1) звуки речи и звуковой состав языка (Это фонетика)

2) Наука, изучающая написание слов и их форм, причём правильное написание. (Это орфография)

3)Изучением образования слов, их строения отвечает такой раздел, как ... (Словообразование).

А вот про эти две карточки «морфология» и «синтаксис» нам предстоит узнать сегодня на уроке.


Мы с ребятами провели исследование на тему «Удивительные животные – бобры». Узнали, что бобра называют «королём грызунов». У него есть отличительные особенности, о которых мы вам расскажем на уроке.


Бобёр – это крупный грызун, который селится по берегам рек, водохранилищ с густыми зарослями кустарников и деревьев. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. У него есть мощные зубы – резцы острые, как нож. Хвост у бобра напоминает лопатку и покрыт чешуйками (утолщения кожи). Плавая, бобр использует хвост как весло и руль.




Чистописание


??? - Какую букву мы сегодня будем писать на уроке?

Бб *

??? – Что записано на доске?

??? – Какие звуки даёт буква б?


= запись в тетрадях

Бобры, бобрята, бобриха, бобровая (шубка)

Бобры живут на речных берегах.


Словообразование.


??? - Посмотрите внимательно на эти слова и скажите: Какое слово здесь «лишнее» и почему?

Здесь слово лишнее «бобровая», так как все слова являются имена существительными и отвечают на вопрос КТО?, обозначают предмет, а слово «бобровая» является именем прилагательным, так как отвечает на вопрос КАКАЯ? и обозначает признак предмета.

??? – Что вы сможете сказать об этих словах? (они однокоренные, так как у них есть одинаковый корень)

??? – Как пишется корень в однокоренных словах? (корень в однокоренных словах пишется одинаково)

!!! – Разберите по составу слова: Бобрята, бобриха.

( Дети быстро разбирают эти слова на доске и в тетрадях)

??? – Что помогло образовать новые слова? (Суффиксы)

??? – А что ещё помогает образовывать слова? ( Приставка)


ВЫВОД: С какой стороны мы рассмотрели эти слова? (Со стороны словообразования)


!!! – запись предложения.

Бобры живут на речных берегах.

Разбор этого предложения по членам предложения и указать все части речи.


ВЫВОД: Ребята, мы сделали синтаксический разбор, а раздел, который изучает строение предложений, называется синтаксисом.


А сейчас ребята нам расскажут ещё об одном чуде бобра.


Бобры на водоёмах часто делают плотины. С помощью плотин бобры поднимают уровень воды в речках, т. е. делают неглубокие места глубокими. Бобры прекрасно плавают, поэтому и вход в свой домик, хатку, он делает под водой.


??? – Как называется домик у бобра? (Нора, хатка)

??? - Какой частью речи являются эти слова?

??? – Что ещё вы можете сказать об этих словах? (Это слова синонимы. Синонимы – это слова, близкие по значению, но имеющие разное написание корней).


Физминутка для глаз.

Посмотри-ка на бобрят посмотреть вправо, влево

Теперь на небо – там птички летят. Посмотреть вверх

Внизу, по травке, жук ползёт, вниз,

А слева деревце растёт налево,

Направо – алые цветы направо,

Закрыв глаза, понюхай ты. Закрыть глаза, глубокий вдох.

Над ними бабочка кружит посмотреть по кругу

С ней рядом шмель большой жужжит. Поморгать.


Фонетика


!!! – Давайте, ребята, рассмотрим, из каких звуков состоит это слово. Для этого произведём фонетический разбор этого слова.

(Один ученик работает у доски)

Бобры – 2 слога, боб – ры, 5 букв. 5 звуков, 2 гласные, 3 согласные, [б а б р ы].

!!! – устно дайте характеристику звуков.


ВЫВОД: Подведём итог нашей работе.

Какой звук не соответствуют написанию? (А)

Почему? (О находится в безударном положении произносится как А)

Какие же трудности в связи с этим появляются? (как правильно написать это слово)

Поможет нам здесь следующий раздел, какой? (орфография)


Орфография


( На доске запись слов: бобры, нора, вода, река)

??? – Посмотрите на эти слова, что вы можете о них сказать?

(Эти слова обозначают предметы и относятся к именам существительным. Слово «бобры» лишнее, т.к. оно одушевлённое, потому что отвечает на вопрос КТО?; а остальные слова неодушевлённые, т.к. они отвечают на вопрос ЧТО?)

??? – Что ещё заметили?

(Слово «бобр» стоит во множественном числе, а все остальные слова в единственном)

??? – Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная)

!!! – А как проверить безударную гласную?

!!! – Записать слова, рядом написать проверочные слова.

(Взаимопроверка)


ВЫВОД: Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между орфографией и фонетикой.


У бобров есть одно удивительное чудо – это его шуба. Мех бобра не пропускает воду, так как два вида волосков очень плотно соприкасаются друг с другом. Кроме того, вся шуба смазана жиром. Выйдя на берег и встряхнувшись, зверёк почти мгновенно высыхает.


Физминутка


Мы писали, рассуждали,

Думали и отвечали.

А сейчас мы быстро встанем

Отдохнём и поиграем.

Если существительное стоит во мн. ч. – хлопнем.

Если существительное стоит в ед. ч. – присядем.

Бобрята, лисёнок, солнышко, реки, тучи, листочек, цветочек, деревья, травы, нора.


Морфология


А теперь нам предстоит узнать, исследовать науку о морфологии.

Для этого ответьте на мой вопрос.

??? – Какой частью речи является слово «бобры»? Докажите.

(На доске рисунки бобра и бобрят)

??? - Чем отличаются эти картинки? (Один - бобр, и два бобрёнка. Бобр – большой, а бобрята – маленькие)

??? – Что это за слова: большой – маленький? (У них противоположное значение. Это слова антонимы)

??? – Что можно сказать о количестве этих животных? ( Бобр – один, это единственное число, а бобрят – два, это – множественное число)

??? – Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном, а для этого выполним тест.


Тест по теме: «Имя существительное».

1. Имя существительное обозначает:

А) признак предмета;

Б) действие;

В) предмет.


2. Имя существительное отвечает на вопрос:

А) Что делать?

Б) Какой? Какое?

В) Кто? Что?


3. Имена существительные бывают:

А) м. р., ж. р., с. р..

Б) м. р., ж. р..

В) с. р., ж. р..

4. Имя существительное в предложении:

А) Сказуемое;

Б) Подлежащее и второстепенный член.


(Самостоятельно выполняют тест, проверка: дети читают вслух вопрос и отвечают на него, учитель ставит магнитик зелёного цвета там, где правильный ответ)


А сейчас мы с вами сделаем морфологический разбор. Разберём по памятке слово «бобры».


Разбор слова Бобры.


Бобр – сущ., бобр (бобёр), одущев., нарицат., мн. ч., м. р..


ВЫВОД: ??? – Какой разбор мы выполнили?

??? - Как вы думаете, что исследует морфология?

(Наука морфология изучает имя существительное.)

(Исследует слово как часть речи.)

Ну, что же хорошо. Только точнее, ребята, морфология изучает части речи и их особенности.


Каждую весну в семье бобров появляются на свет от двух до пяти бобрят. Они зрячие, покрытые шёрсткой и умеют плавать с рождения. Мама их кормит молоком, а папа на 10 – й день начинает приносить, им свежую зелень.


Работа по карточкам (в парах)


!!! –Задание: «Зажги огоньки в домике». Если вы увидели в окошке записано слово, которое отвечает на вопрос КТО?, его нужно закрасить красным цветом. Если существительное отвечает на вопрос ЧТО?, его красим жёлтым цветом.








Бобры-


речные


жители -


Отличные


строители.


У

них

работа

спорится-

В

реке

плотина

строится.


Проверка: - Давайте проверим, как вы выполнили задание. У вас должен получиться вот такой домик. (Учитель на доске вывешивает рисунок закрашенного домика).

??? – У кого домик закрашен не так?


Бобров люди безжалостно уничтожали из – за красивого меха. В результате эти животные оказались на грани исчезновения. Бобёр был внесён в «Красную книгу» и взят под охрану. На территории Воронежской области он охраняется в Хопёрском и Усманском заповедниках.


Итог урока. Оценки.


??? – Что же мы сегодня делали на уроке?

= Мы говорили об именах существительных, делали фонетический разбор. Разбирали предложение по членам предложения, разбирали слова по составу.

= Мы исследовали слово «бобры», рассмотрели его с разных сторон науки о языке.


-Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Все мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который сказал: «Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»


Берегите эту Землю, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


Д/з. Упр. 246. Стр. 15.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ