Конспект урока на тему "Изменение имён прилагательных по родам"

Русский язык

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.



Цель: Формировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Задачи:

развивать умение изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память; воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Оборудование: дидактический материал.



Ход урока

1. Организационный момент.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

2.Минутка чистописания.

- Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц.

3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.



Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий

С полосатой кожей гладкой

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).

-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).

-А слово сладкий? (Указывает на вкус).

-А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).

-Запишите в тетрадях: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Яблоко).

-Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).

-Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое).

-Для, чего необходимо уметь подмечать признаки и правильно называть их? (Это поможет отличить один предмет от другого, точно его описать).

- Как одним словом назвать слова: круглый, красный, полосатый, маленькое, жёлтое?

(Имена прилагательные).Дать определение.

4. Словарная работа.

- Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».

(Запись под диктовку – 2 ученика у доски, остальные в тетрадях).

Собака, медведь, ворона, заяц, лисица, - Какое из слов лишнее? Почему? Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского и мужского рода.

5. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.

1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

2. Работа с правилом. (стр147).

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

-Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Работа над упр.332.

- К данным сущ. подбери им.прил.

4. Помоги Диме закончить словосочетания.упр.333.(сам-но)

-Прочитайте словосочетания.

Физкультминутка.

5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов.

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…



-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица.

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.



Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вежливый, старательный, Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный, Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый, И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете. Выбирайте себе, дети!

8. Домашнее задание.

Знать правило ,выучить правило ; упр.335.

4



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ