Конспект урока на тему "Комплексный анализ текста"

Урок – творческая мастерская

Тема «Комплексный анализ текста»

Цели и задачи урока:

I.Образовательные

1.Обработать навыки комплексного анализа текста;

2.Повторить различные виды разбора;

3.Развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции.


II.Развивающие:

1.Развитие познавательных процессов (памяти, речи, мышления, внимания, восприятия);

2.Развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции.


III.Воспитательная:

1.Нравственное воспитание учащихся.


Оборудование урока:


Карточки с текстом Д. Лихачева для каждого ученика; таблицы с высказываниями (см. эпиграфы к уроку) ; словарь русского языка С.И. Ожегова, план комплексной работы с текстом.

















Сила и мощь слова зависят

от того, как каждый из нас

использует неисчерпаемые

богатства русской речи, как владеет ею.

Г. Кавецкая.


Если есть в мире вещи, достойные

названия «чуда», то слово,

бесспорно, первая и самая

чудесная из них.

Л. Успенский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели и задачи урока:

- отработать навыки комплексного анализа текста;

- повторить различные виды разбора.

Выполняя эти задачи, мы будем развивать, совершенствовать чувство языка, языковую интуицию. Для комплексного анализа выбран отрывок из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева о нравственных принципах, которыми должен руководствоваться в жизни каждый человек.

3. Выразительное чтение текста (см. приложение; читает ученик)

4. Краткая справка об авторе.

Автор данного отрывка – Дмитрий Сергеевич Лихачев – литературовед и общественный деятель, академик ГАН, исследователь древнерусской литературы и «Слово о полку Игореве», он был глубоко интеллигентным и широко образованным человеком. Мечта всей его жизни – видеть вокруг себя людей воспитанных, интеллигентных. Заботился о нравственном здоровье общества. Именно об этом он написал знаменитый цикл «Письма о добром и прекрасном».

5. Можно ли назвать прочитанный отрывок текстом?

- Докажите, что это текст. ( В данном отрывке видны основные признаки текста:

- тематическое единство его частей;

- смысловая цельность;

- наличие грамматической связи между частями и продолжениями;

- относительная законченность;



6. Определение темы текста и микротем.

- Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему теста и микротемы.


I абзац: цель, существование, жизнь, прозябание.

- В каком значение употреблено слово «существование»? (жизнь).

- Что такое прозябание? (жалкая, бессодержательная, бесцельная жизнь).


II абзац: принципы.

- объясните лексическое значение слова. ( убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения).


III абзац: достоинство

- Каково значение слова «достоинство»? ( совокупность высоких моральных качеств)


IV абзац: доброта, великодушие.

- Как вы понимаете значение слова «великодушие»? (умение бескорыстно жертвовать своими интересами).


V абзац: уметь отказываться от удовольствий, признавать ошибки.


VI абзац: обманывая, обманывает, соврал


VII абзац: вранье, правда.


- Какова же тема текста? ( Достоинство – главный нравственный принцип)

- На основании ключевых слов выделите микротемы.


I абзац: цель жизни

II абзац: принципы жизни

III абзац: достоинство – основной принцип поведения человека.

IV,V,VI,VII абзацы: дается расшифровка понятия «достоинство».


- Что значит быть достойным человеком? ( быть добрым, великодушным, правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим, не быть эгоистом, уметь отказываться от удовольствий, уметь признавать свои ошибки. Не жить обманом)

7. Составление плана текста. ( самостоятельная работа учащихся).

8. Определение основной мысли текста.

- Какова основная мысль текста? ( Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить).

9. – Озаглавьте текст.

- Прочитайте ваши варианты.

- На что указывает заглавие – на тему или основную мысль теста?

Вывод: Мы определили, что анализируемый отрывок является текстом, увидели тематическое единство его частей и смысловую цельность.


10. Средства связи между предложениями и абзацами.

- А какие средства связи между абзацами и предложениями используются данном тексте?

А) Лексический повтор ( не жизнь – в жизни – в жизни, в принципах жизни, прожить жизнь с достоинством – достоинства – ради достоинства),

Б) Замена ключевого слова синонимом: юлить, врать – обманывая – вранье.

Вывод: Абзацы в тексте связаны цепной связью.


11. Стиль текста.

- Определите стиль текста. ( Публицистический стиль)

- Докажите свое мнение.

1) Гл. функция текста – воздействие на читателя, убеждение его , внушение определенных взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям.

Д.С. Лихачев побуждает читателей жить, соблюдая нравственные принципы. Он убеждает, что человек должен прожить жизнь достойно.

2) Сфера применения. ( данный текст можно встретить в газете, журнале. Это публицистическое письмо))

3) Лексические особенности:

А) много слов, обозначающих понятие нравственности; отвлеченные и абстрактные понятия ( принципы, цель, жизнь достоинство, доброта, великодушие)

Б) разговорная лексика.

- Найдите слова, характерны для разговорной речи. (юлить, врать, соврал, вранье)

- Подберите к этим словам синонимы. (изворачиваться, лгать, ложь, неправда)

- Почему автор использовал из ряда синонимов не книжные слова, а разговорные?

(они помогают автору выразить свое отношение, усиливают эмоциональное воздействие речи)

Для публицистического стиля характерно сочетание книжной и разговорной лексики.

В) Синонимы и антонимы.

- Найдите в тексте синонимы и антонимы, в т.ч. контекстуальные.

Синонимы: существование – жизнь; обманывать – юлить – врать.

Антонимы: жизнь- прозябание; юлить, врать – признавать ошибку; вранье – правда.

- С какой целью использованы синонимы и антонимы? (для большей выразительности и убедительности).

Г) Многозначные слова.

- Найдите в тексте 1-2 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? ( Индивид. зад. – работа со словарями; задание дается в начале лексической работы).

Принцип. 1) основные, исходное положение какой- нибудь теории; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) Основная особенность в устройстве чего – нибудь.

Достоинство. 1) положительное качество (д. книги); 2) совокупность высоких моральных качеств; 3) стоимость, ценность денежного знака.

Д) Повтор слов.

- Найдите повторяющиеся слова, определите их роль в тексте.

в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении; уметь отказываться, уметь извиняться. ( Автор таким образом выделяет наиболее важные слова и обороты). Это один из признаков публицистического стиля речи.

4. Синтаксические средства текста.

- Проанализируйте синтаксические средства текста.

А) В тексте встречаются предложения с однородными членами, характерны для публицистического стиля (достоинство требует доброты, великодушия…)

- С какой целю, используется? ( с целью уточнения понятия «достоинство» и убеждения в необходимости следовать этому принципу).

Б) Для публицистического стиля характерен ССК. Найдите их. Выполните пунктуационный разбор предложения. ( предложение написано на доске без знаков препинания).

[ Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении] : [ надо прожить жизнь с достоинством], (чтобы не стыдно было вспомнить.)

I а именно II

[ ⃝, ⃝, ⃝, ⃝ ] : [ ], (чтобы) СКК: I- простое предложение

II- СПП с придаточным цели.

Основная связь – бессоюзная.

Мы проанализировали синтаксические средства текста.

- Что можно сказать об авторе? ( Это высокообразованный человек, знает законы языка, умеет ими пользоваться).

12. Тип речи.

- Каким типом речи является данный текст? ( Рассуждение)

- Докажите свое мнение. ( рассуждение – это разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. Автор выдвигает тезис: «надо иметь и принципы в жизни» и конкретизирует его. ( Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: надо прожить жизнь с достоинством) Система аргументов направлена на уточнение, конкретизацию понятия «достоинство», чтобы показать, что значит прожить жизнь достойно)

- Зачитайте аргументы

- В чем особенность данного рассуждения? ( Нет вводных слов и вывода).

- Почему нет вывода? ( Автор, может быть, намеренно не делает вывода, оставляя за читателем право, поразмышлять и самому сделать вывод.)

- Дополните рассуждение автора и сделайте вывод. (4-5 предл.)

13. Самостоятельная работа (см. текст)

- Раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

14. Итоги урока. Слово учителя

Сегодня мы на уроке отработали навыки комплексной работы с текстом, повторили различные виды разбора и увидели, как использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею Д.С. Лихачев. Тем самым мы продолжали развивать и совершенствовать свое чувство языка, свою языковую интонацию. Мы с вами приобщались к чуду, потому что «если есть в мире вещи, достойные называния «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

15. Домашнее задание.

Из текста мы узнали, что автор является носителем лучших нравственных качеств. Наверное, он не сразу стал таким. Вот и вы дома поразмышляйте над такими вопросами:

1.Каким бы я хотел быть.

2.За что я ругаю себя, и чем я в самом себе доволен.

3.Что важнее: кем быть или каким быть?

4.Чему я верю и во что верую.

Напишите рассуждение публицистического стиля на одну из тем.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ