Конспект урока для 6 класса "Словари - наши помощники и друзья"

«Словари – наши помощники и друзья» (6 класс)

Цели урока: продолжить знакомство с словарями русского языка;

Совершенствовать навыки работы с ними;

Развивать речь учащихся, интеллектуальные способности детей;

Воспитывать любовь к русскому языку, к слову к потребности пользоваться словарями .



Оборудование : Словари:

Орфографический словарь;

Грамматико - орфографический словарь;

Словарь иностранных языков ;

Толковый словарь;

Словарь строения слов русского языка;

Фразеологический словарь;

Словарь синонимов;

Словарь антонимов ;(авторы разные)

Плакаты с высказываниями .

Выставка других словарей.

Тетрадь рабочая .





Слово учителя:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно ,а безымянных нету.

И всё ,что может видеть глаз – и над нами и под нами,

И всё , что в памяти у нас, - означено словами.

Одно - давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова , слова…

Язык – и стар , и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

Название всего, что есть во вселенной вместилось в словари. И об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс.

Прочитайте его высказывание .

Сегодня на уроке развития речи мы с вами познакомимся со словарями, будем продолжать совершенствовать навыки работы с ними, пополним нам словарный запас и будем работать над развитием нашей речи.

А сейчас прочитайте высказывание математика Декарта Рене.

Как вы его понимаете?

I. Фронтальный опрос :

1. Какие словари вам известны?

2. К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

3. В каких случаях словари приходят нам на помощь?

4. А какие словарики имеются в нашем учебнике и мы с ними знакомились и работали?

II. Работа по теме : «Словари»

- В качестве домашнего задания каждая творческая группа должна была побывать в библиотеке, познакомится со справочной литературой , которая там имеется ; и подготовить рассказ об одном из словарей .

А я приготовила вам различные задания, для выполнения которых вам нужно будет использовать словари.

1. а) Сообщение I творческой группы об орфографическом словаре.

б) Задание. Используя орфографический словарь, исправьте ошибки в тексте.

(Команда , справившаяся первой, исправляет ошибки в тексте, написанном на доске. Уч-ся проверять текст у себя в тетрадях)

2. Сообщение II творческой группы .

Рассказ о толковых словарях русского языка.

Задание. Определить слово по его значению, для справки используйте ‘‘Школьный толковый словарь’’

3. Сообщение III творческой группы.

Рассказ о словаре иностранных слов.

Ученик читает стихотворение

Якова Козловского .

Задание. Используя словарь, определите значение слов:

Антракт(фр.) Спорт(анг.)

Режиссёр(фр.) Валюта(ит.)

Косметика(греч.) Директор(лат.)

4. Сообщение IV творческой группы.

Рассказ о словаре строения слов.

Задание. Среди приведённых слов (слова записаны на доске) найдите те, которые имеют две приставки и два суффикса. Проверьте правильность своего ответа по ‘‘Школьному слово-образовательному словарю’’.

Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали , въехал , обезуметь, приналечь.



5. Сообщение V творческой группы.

Рассказ о фразеологическом словаре.

Задание. Определите сколько фразеологизмов в данном тексте. Что означает один из них?

За справками обращайтесь к фразеологическому словарю.

6. Сообщение шестой творческой группы.

Рассказ о словаре синонимов и словаре антонимов.

Задание. Найдите в загадках синонимы и антонимы.

7. Слово учителя.

Ну вот наше путешествие в страну словарей подошло к концу. Давайте подведём итоги урока. (оценивание творческих групп, отдельных уч-ся)

8. Сегодня мы узнали много новых слов, что-то о словарях – ваших помощниках и друзьях. Учились ими пользоваться.

Думаю, что вы поняли, как важно уметь пользоваться словарями. Очень хорошо сказал об этом поэт Яков Козловский в стихотворении ‘‘Русской речи государь по прозванию Словарь’’ (уч-ца читает стихотворение)



9. Домашнее задание.

Впереди вас ждут каникулы.

У вас будет много свободного времени , и я думаю, что вы обязательно загляните в библиотеку и найдёте ещё один словарь, о котором мы сегодня не говорили . Это ‘‘Этимологический словарь’’. В нём поищите слова: школа, учебник, линейка, урок, узнай те их происхождение.



А я приготовила вам таблицу ‘‘Что можно узнать из словарей разных типов ’’, вложите её в свои папочки, файлы она нам очень пригодится на уроках русского языка.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ