Конспект урока для 1 класса "Правописание ударных сочетаний жи - ши"
Тема урока
Правописание ударных сочетаний жи - ши.
Предмет
Обучение грамоте. Письмо
Класс
1
Методическая информация
Тип урока
Урок получения новых знаний
Цель урока
Освоение орфографического правила написания
ударных сочетаний жи – ши в процессе обучения
каллиграфически правильному письму.
Задачи урока
Продолжение начатого на уроке чтения знакомства с признаками орфограмм на месте ударных гласных в сочетаниях жи – ши.
Развитие фонетического слуха, необходимого для сознательного перевода звучащего слова в буквенную модель. Развитие памяти, логического мышления.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитание интереса к родному языку.
Знания, умения, навыки
и качества, которые актуализируют,
приобретут,
закрепят ученики в ходе урока.
Применение на практике знаний об опасных при письме местах для безударных гласных и ударных гласных в сочетаниях жи - ши.
Определение порядка действий при письме слов с «опасными сочетаниями» жи ши.
Формирование орфографической зоркости при выполнении как специальных упражнений (вписывание ударных сочетаний, запись под диктовку), так и в процессе выполнения традиционных заданий
(обведение по серому шрифту письменными буквами и при списывании с печатного текста).
Продолжение работы по формированию каллиграфических навыков.
Необходимое оборудование
и материалы
Персональный компьютер,
мультимедиа-проектор (проекционное устройство),
пропись №3 «Хочу хорошо писать»
(авторы Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М.)
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Оргмомент.
Закончилась перемена. Начался урок письма. А для чего первоклассникам урок письма? Что нужно, чтобы у нас всё получилось? Проверьте свою готовность. На столе у каждого пенал и пропись.
Вступительная беседа.
Прочитайте, пожалуйста, восклицательное предложение на обложке прописи. (Хочу хорошо писать!)
Что это значит?
(Хорошо писать – значит писать грамотно, без ошибок)
Для этого мы учим правила. Нам необходимо не только их запомнить, но и уметь применять.
Прочитаем хором надпись на слайде
«Правила знать – очень важное дело.
Ты применяй их на практике смело!»
Ход и содержание урока
Актуализация знаний. Определение темы урока.
Прочитайте название темы урока в прописи на странице 50 вверху.
«Опасные при письме места» и посмотрите на знаки звуков в рамке.
О каких «опасных местах» мы будем говорить? (Для гласных)
Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции.
Какие места для гласных при письме «опасные»? (безударные)
Вспомним и объясним, почему безударным гласным звукам, когда пишешь доверять нельзя, нельзя писать, как слышишь.
Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].)
Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.)
А в слове сосна? (Буквой о)
Можно ли доверять безударному гласному звуку [а]? (Нет.)
Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.)
Впишите эти буквы в схему и поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности».
Обведём слово салат по серому шрифту и впишем безударную гласную, опираясь на рамку подсказку. А теперь обведём слово сосна и впишем безударную гласную, опираясь на рамку-подсказку.
Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуком [ы] в сильной позиции.
Посмотрите на рисунок ниже под словом салат что это? (сыр)
Сколько слогов в этом слове-названии? (один)
Значит гласный звук, какой? (ударный) Обозначим его на схеме.
Есть ли «опасное» место в этом слове? (нет)
Впишем букву ы.
А на рисунке рядом видим дым. Каким является второй звук в этом слове-названии? (ударный гласный [ы])
Опасное ли это место? (нет) Впишем букву ы.
Нахождение «опасных при письме мест».
А что скажем о последнем слове-названии. (шип)
Произнесите и охарактеризуйте первый звук в этом сочетании
(Звук [ш] согласный: твёрдый, глухой.)
А следующий за ним ударный гласный звук [ы],он в сочетании ши,
в нём буква и пишется по особому правилу.
Какому? (Под ударением ши пиши с буквой и)
Подчеркнём это сочетание. Впишем наш вывод в схему.
Составление алгоритма действий при письме слов с «опасными сочетаниями»
Как же надо действовать при письме слов с «опасным сочетанием»?
Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков. Смеши, камыши, запиши, малыши, широкий.
1.Произнесли и услышали.
2.А теперь надо определить ударный или безударный звук [ы].
в «опасном» сочетании.
Если безударный, то спросить, как пишется слово.
3. А если ударное, то вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы].
4. Записать слово по правилу.
Упражнение на вписывание буквы ударной гласной
в сочетании ши.
Мы выполнили все действия. Осталось последнее – вписать ударное сочетание и подчеркнуть его.
Запись под диктовку.
Запишем под диктовку предложение
Сначала в виде схемы (квази-письмо), а затем письменными буквами.
Выпал пушистый снег. Выделите орфограммы.
Упражнение на вписывание буквы ударной гласной
в сочетании жи.
Рассмотрите рисунок. Кто изображён?
(Девочка рассматривает красивые снежинки. Собака дрожит от холода.)
Произнесите слова снежинки, дрожит, есть ли в них «опасные» сочетания? Ударные ли они? Вспоминаем правило и вписываем сочетания.
Впишем в рамку ударное сочетание, которому нельзя доверять.
Вот мы и подтвердили привило, открытое на уроке чтения. Потренируемся в его использовании.
Впишем нужное сочетание в слова: закружились, закружился.
Каллиграфическое упражнение.
Обведём по серому шрифту предложение: Дети дружили.
Значки справа от него напоминают, что надо подчеркнуть известные правила и поставить точки под безударными гласными и парными согласными по глухости-звонкости на конце слов.
Списывание напечатанного предложения.
Спишем предложение с предварительной подготовкой и выделением всех известных «опасных» мест.
Рефлексия деятельности на уроке
Подведение итогов.
При обозначении гласных звуков на письме, когда может возникнуть опасность ошибиться? (Когда гласный звук безударный, или под ударением в опасных сочетаниях жи –ши.) Впишем в схему необходимые значки и буквы.
Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы ей? Нарисуйте ротик человечку в правом нижнем углу страницы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ