Конспект урока на тему "Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания прилагательных в единственном числе"




Тема урока:  Определение, выраженное прилагательным. Падежные окончания

прилагательных в единственном числе.
  Тип урока: урок новых знаний.
Цели урока: 
- Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, сформировать представление о категориях имени прилагательного, о его роли в предложении, умение находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, формирование навыка верного написания падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
- Развивающие: привитие навыков употребления прилагательных в сочетании с существительными в роде, числе, падеже, развитие у школьников самостоятельности мышления в учебной деятельности; развитие навыков самоконтроля. 
- Воспитательные: формирование таких качеств знаний, как прочность, глубина, оперативность; способствовать развитию речи, воспитывать у учащихся культуру поведения, добросовестное отношение к учебному труду, сопереживания успехам и неудачам товарищей. 
Задачи урока:
1.
Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
3.Поддержать интерес учащихся к изучению русского языка с целью совершенствования собственной речи.

Оборудование: 
- интерактивная доска; 
- карточки; 
- листы для самоконтроля 
- оценочный лист:



Дата


Рассказ по ключевым словам. Орфографическая минутка


Выполнение заданий:

1.

2.

3.


Творческая работа


Итоговая оценка


План.

1. Организация класса.

2. Побуждение.

3. Реализация. Осмысление

4. Рефлексия

5.
Итог урока. Оценки.

6.
Домашнее задание.

Ход урока:

I.Организационный момент. Сегодня на уроке мы будем работать сотрудничая, а не соревнуясь. Работа будет оцениваться следующим образом: у вас на партах лежат оценочные листы, куда вы будете вносить баллы за правилный ответ.
Задачи этапа - мотивация учащихся к учебной деятельности.


II. Побуждение. Актуализация. Рассказ по ключевым словам.

Задача – включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на закреплении знаний об имени прилагательном. 

1.Индивидуальные задания. 

Стратегия: «Ключевые слова»:

Вопрос: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Давайте, заполним « Словарик настроений»: 


Праздничное
Торжественное
Радостное
Весёлое
Шутливое
Смешное
Светлое
Прекрасное


Бодрое
Приподнятое
Уютное
Мечтательное 
Задумчивое
Таинственное


Противоречивое
Непонятное
Сонное
Ленивое
Равнодушное


2. Работа в паре и группе.

- Обменяйтесь информацией и обсудите, к какой части речи относятся эти слова и что вы можете рассказать о них?

Вывод: Ребята зачитывают свои работы и делают вывод о известных сведениях об имени прилагательном.

3.Орфографическая минутка: подчеркнуть и объяснить в словах орфограммы  ( из « Словарика настроений» ).

Учитель сообщает тему урока и его задачи.
II. Реализация.

Стратегия « Чтение с пометой». Упражнение №1, стр. 175 -176.

Вопрос: Что нового узнали из текста?

Работа с интерактивной доской:

Слайд 1. Задание: Подберите признаки к существительным:

    1. вариант: дерево ( какое?), погода ( какая?)

    2. вариант: ветер ( какой?), туча ( какая?)

Слайд 2. Вопросы даны на интерактивной доске. Ученик подставляет правильный ответ к вопросу: 

К каким словам присоединяются прилагательные? 

На какие вопросы отвечают прилагательные? 

Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

Итак, дайте определение имени прилагательного.

Ребята дают определение имени прилагательного, затем читают в учебнике ( стр. 177).

 Работа у доски:
Задание: Синтаксический разбор предложений ( упр №1, стр. 177.)

Вывод: синтаксисическая роль прилагательных в предложении.

Задание: Записать словосочетания, найти в них главное и зависимое слово. Упражнение №2 , стр. 177. (Учащиеся по цепочке выходят к доске). Вывод: учащиеся делают вывод, что при изменении главного слова изменяется зависимое, т. е. род, число, падеж прилагательного зависит от рода, числа, падежа существительного.

Слайд 3. Прием « Шторка». Сопоставление русской и казахской грамматики.

Задание: Переведите на русский язык :
Қызыл гүл. Қызыл гүлдер. Қызыл раушангүл.

Көк( жасыл) шөп. Жасыл қарағай. Жасыл терек.

Вывод: учащиеся делают вывод, что в родном языке прилагательные не изменяются. 

Слайд №4. Самостоятельная работа.

Задание: запишите словосочетания в единственном числе, выделите окончания. Найдите главное слово, поставьте от него вопрос к зависимому слову.

1 –вариант: географические карты, главные города, новые столицы, огромные стройки, многоэтажные дома.
 2- вариант: высокие краны, красивые здания, старые дома, широкие дороги, огромные города . 

Физминутка . Упражнение для глаз.

Учитель. Чтение текста « Астана – столица Казахстана» ( Упр.4).

Задание: Выписать слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? 

( новая столица, главный город, огромная стройка, нарядные улицы, широкие площади, новая Астана и др.).

Скажите, с каким словом и в чем согласуются прилагательные?



Мужской и средний род


Женский род


падежи


вопросы


окончания


вопросы


окончания










Работа с таблицей: « Падежные окончания прилагательных в едиственном числе»
Задание: Пользуясь таблицей падежных окончаний прилагательных, просклоняйте словосочетания и выделите окончания прилагательных и существительных. (упр. №6,стр.179):

1 –вариант: бескрайняя казахская степь

2- вариант: глубокое синее море

3- вариант: веселый праздник 

Слайд№5. Обратить внимание учащихся на то, что, хотя прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, окончания у прилагательных и существительных различны ( на доске выписать окончания в таблицу):


падеж


Прилаг.


Сущ.( род)


падеж


Прилаг.


Сущ.(род)


И.






В.





Р.





Т.





Д.





П. ( о)






 Вопрос: Скажите, чем отличаются окончания прилагательных с твердой и мягкой основой?
Слайд № 6. Порядок рассуждения при определении падежного окончания у прилагательных: 

Чтобы определить окончание у прилагательных, нужно:

1. определить, к какому существительному относится прилагательное. 

2.определить род, число, падеж этого существительного и прилагательного.

3. вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.

4. подставить для проверки вопросительное слово какой?
 

Закрепление знаний: Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Определите падеж, род, число прилагательных:

  • Живи своим трудом, а не чужим добром.

  • К большому терпенью придет и уменье. 

  • В пустой бочке звону много.
    Творческое задание: Составить словесный портрет своего лучшего друга, используя слова для справок, которые даны на карточке.

    Карточка.
    Слова для справок: высокий, низкий, красивый, большой, маленький, кареглазый, хороший, веселый, настоящий, отзывчивый, самый, гостеприимный.
    Рефлексия: 

Итог урока. Выставление оценок (оценочные листы).
Домашнее задание: Урок 48, Упражнение №7 ( письменно).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ