Конспект урока для 6 класса на тему "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"
Конкурс «Педагог – педагогу»
Номинация «Мероприятие»
Группа «Учителя русского языка и литературы»
Урок русского языка в 6 классе
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
1.
ФИО (полностью)
Жукова Ольга Альбертовна
2.
Место работы
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»
СП «Ваймушская основная школа» Пинежского района Архангельской области
3.
Должность
Учитель русского языка и литературы
4.
Предмет
Русский язык
5.
Класс
6
6.
Тема и номер урока в теме
Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Заключительный урок по теме.
7.
Базовый учебник, программа
Русский язык 6 класс, авторы- составители Т.А. Ладыженская и Л.А. Тростенцова.
Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва.: Просвещение, 2011 г.
8.Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
9. Задачи:
- обучающие: 1. систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
2. уметь объяснять выбор орфограмм при написании существительных;
-развивающие:
развивать речь учащихся, обогащая её средствами художественной выразительности;
-воспитательные: воспитывать интерес учащихся к предмету через определения значимости имени существительного
в русском языке.
10. Тип урока: закрепление изученного материала
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
12. Оборудование: учебник, тетрадь ,письменные принадлежности
13.Краткое описание: Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения по теме «Имя существительное» для приведения знаний обучающихся6 класса в определённую систему; используются традиционные и нестандартные задания
14.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
Примечания
1
Организационный
Приветствие учащихся. Создание положительной мотивации к уроку
Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.
1 мин
2
Закрепление
«Синтаксическая пятиминутка»
Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю.
Задаёт вопрос классу:
- Какие орфограммы встретились в предложении? Контролирует прослушивание устного ответа ученика
На доске записаны слова: доч.., калач.., дрож.., полноч.., мыш.., королевич.., из-за туч.., мяч.., репортаж.., реч..
Задаёт вопрос:
-С какой орфограммой вы встретились? Предлагает детям распределить слова в 2 столбика и объяснить их правописание
На доске записаны пословицы
(Не) ножа бойся, а языка.
Друг познаётся в (не) счастье.
(Не) топор тешет, а плотник.
Видно (не) ряху по грязной рубахе. Задаёт вопросы:
-Чему учат эти пословицы? (жить, воспитывают в людях смелость, трудолюбие, аккуратность, честность, правдивость)
-В каких случаях не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Предлагает ребятам списать пословицы, раскрыть скобки и объяснить правописание не с существительными.
_ Чем отличаются слова НЕВЕЖА (невежливый невоспитанный человек) и НЕВЕЖДА(тот, кто мало знает и не хочет знать больше)
Организует работу с карточками.
Подберите синонимы с не к данным словам, соединив их стрелками
Сомнение непогода
Болезнь нездоровье
Ложь невнимательность
Беда неправда
Противник неприятель
Глупость несчастье
Рабство неволя
Слякоть неуверенность
Рассеянность нелепость
Проверяет работу
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: С помощью мимики и жестов изобразить предмет - существительное
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
Диктует существительные
Переводчик, копировщик, переписчик, каменщик, стекольщик, лётчик, автоматчик, забастовщик, рассказчик, разведчик
Задаёт вопрос:
-Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе -чик-, -щик-?
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора букв О и Е в суффиксах, окончаниях, корнях существительных
Особняч..к
Под камыш..м
Реш..тка
С врач..м
Снеж..к
Ш..лк
Суч..к
Со свеч..й
Старич..к
Ш..рох
Задаёт вопрос:
-Как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?
На доске записаны слова: горох, карандаш, цветок, дом, стол, овраг, козёл, дождь, листок, чиж.
-Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ИК-,- ЕК-
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выдаёт текст ученикам.
Родина
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец – чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
Задаёт вопросы:
1. Выразительно прочитайте текст, определите тему.
2. Найдите в тексте собственные (нарицательные) существительные
Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами:
( -ор-: конструкт –ор, архитект-ор, дикт-ор, инспект-ор;
-чик-(-щик-): бакен-щик, свар-щик, развед-чик, камен-щик;
-ист-: маши-ист, пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист).
Помогает учащимся в выполнении заданий.
Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор и отвечают на вопрос.
Записывают слова в 2 столбика и объясняют их правописание
Читают пословицы, отвечают на вопросы, списывают, раскрывают скобки, объясняют правописание не с существительными
Один ученик работает у доски,
проверяют
Объясняют, чем различаются слова.
На карточке соединяют стрелками слова
Показывают карточку с суф.
- ЧИК- или –ЩИК-
Вставляют пропущенные буквы (индивидуально), работа в парах по проверке правильности выполнения задания.
Каждый по очереди выходит к доске и записывает слово, выделяет суффикс и объясняет орфограмму
Работают с текстом, определяют тему и цель, выполняют предложенные задания
3 мин
4мин
5 мин
4 мин
1 мин
3 мин
5 мин
4 мин
12 мин
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
3
Подведение итогов
Задаёт вопросы рефлексивного
характера:
- Что такое имя существительное?
- Какова его роль в языке?
- Какие орфограммы, изученные в разделе, мы повторили?
- Вспомните эпиграф к первому уроку о существительном. («Имя существительное-это хлеб языка». Л. Успенский)
- Этими словами мы и закончим изучение раздела «Имя существительное»
Оценивает работу учащихся на уроке.
Предлагает домашнее задание на выбор учащихся:
Написать рассказ с несклоняемыми существительными;
Найти пословицы и поговорки, в которых встречаются одушевлённые существительные (не более 5);
3. Упражнение 266
Отвечают на вопросы (фронтально).
Выбирают и записывают домашнее задание.
3 мин
Приложения к плану-конспекту урока
КАРТОЧКА №1
Сомнение непогода
Болезнь нездоровье
Ложь невнимательность
Беда неправда
Противник неприятель
Глупость несчастье
Рабство неволя
Слякоть неуверенность
Рассеянность нелепость
КАРТОЧКА №2
-ЧИК- -ЩИК-
КАРТОЧКА №3
Особняч..к
Под камыш..м
Реш..тка
С врач..м
Снеж..к
Ш..лк
Суч..к
Со свеч..й
Старич..к
Ш..рох
КАРТОЧКА №4
Родина
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец – чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ