Конспект урока на тему «Коррекция речевых нарушений»
Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Шарыпово Красноярского края
Конспект урока на тему
«Коррекция речевых нарушений»
подготовила: логопед отделения реабилитации
инвалидов и детей с ограниченными возможностями
Двойникова Наталья Николаевна
Шарыпово
2014 год
В коррекционной работе специалисты отделения реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями в МБУ «КЦСОН» г.Шарыпово стремятся использовать нетрадиционные подходы. Так, психолог Центра ведет клуб «Волшебный мир бумаги» (использование техники квиллинга), для детей-инвалидов я организовала кружок «Изонить», работаю над коррекцией речевых нарушений через развитие мелкой моторики. Практика показывает, что этот вид творчества развивает у детей воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности, эстетический вкус, логическое мышление, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
Изонить - изображение нитью или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно. На занятиях, которые проводятся 1 раз в неделю, дети научились оформлять простые картины («Грибок», «Домик», «Рыбка»). Первые успехи вдохновили детей, и они начали осваивать более сложные художественные образы («Птичка в полете», «Телебашня», «Снежинка» и др.). Их картины представлены на творческой выставке в вестибюле Центра.
Логопедические занятия в нашем Центре посещают дети с речевыми нарушениями, обусловленными стертой и выраженной формой дизартрии, у которых наблюдаются недостатки развития моторных навыков: подвижности органов артикуляции, мелкой и общей моторики. Поэтому я веду целенаправленную работу по коррекции речи у детей с дизартрией посредством развития моторных навыков. В 2013г. разработала программу по коррекции речевых нарушений у детей посредством развития мелкой моторики в кружке «Изонить».
При исследовании моторики у детей со стертой или выраженной формой дизартрии, выявились недостатки, которые выражаются в нарушении быстроты, переключаемости и координированности движений; затруднениях динамической и статической организации двигательного акта; невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; снижении двигательной памяти и самоконтроля; замедленности.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий. Учеными доказано, что отдел коры головного мозга, управляющий рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи - языком, губами, гортани, - находятся рядом. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Приемы и методы, используемые на занятиях.
Наглядные, практически, словесные методы: наблюдение, собеседование, анализ результатов работы, учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Эмоционально - положительный настрой ребенка позволяет не допустить нарушений неврологического характера. Для успешного проведения занятия необходимо создать благоприятные условия:
- эмоционально - положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
- число детей на занятиях – 2-3 чел.- это позволяет проводить индивидуальную направленность.
Критериями оценки могут быть творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ др. детей, участие в проводимых выставках.
Принципы:
Дидактические:
- коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи: коррекционного воспитания, коррекционного развития, коррекционного обучения;
- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей;
- в логике (от простого к сложному);
- принцип цикличности, усложнение и расширение материала от возраста к возрасту;
- принцип индивидуализации и гуманизма.
Специфические:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности: воспитание думающего, чувствующего, созидающего человека;
- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта;
-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).
Программа кружка «Изонить» рассчитана на один учебный год (30-35 ч.).
Задачи:
1)разработка и систематизация разнообразных игр, упражнений, направленных на развитие общей и пальцевой моторики;
2)развитие наглядно – образного мышления;
3)совершенствование способностей к восприятию различных форм предметов, цвета;
4) развитие умения ориентироваться в пространстве листа;
5)укрепление руки, улучшение координации движений в целом и развития умений самостоятельно управлять всей системой действий работающей руки.
По окончании обучения дети должны уметь:
- вдевать нитку в иголку, выполнять узелок и владеть техникой вышивки;
-расслабляться и напрягать мышцы;
-правильно дышать;
- выполнять различные виды пальчиковой гимнастики;
-делать самомассаж пальцев и кистей рук;
-использовать полученные умения и навыки в жизни.
План работы кружка «Изонить»
Месяц
Занятие
Содержание
Цели, задачи
сентябрь
1-2
Ознакомление с техникой выполнения изонити, техникой безопасности
Последовательность изображения углов
Познакомить с техникой изонити
Научить отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого, тупого углов
Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла
Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок
Научить дорисовывать изображение после вышивки угла
Упражнять детей в количественном и порядковом счете
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации
октябрь
3-6
Изготовление простых картин:
«Грибок»,
«Домик»,
«Рыбка»,
«Морковка»,
«Закладка»,
Научить подбирать цвета нитей
Продолжать обучение детей технике изонити
Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов
ноябрь
7-10
«Зонтик»,
«Ваза»,
«Парус»,
«Хвост птички»
«Шапочка – колпачок»
Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами
Учить закреплять нить после её окончания
Продолжать учить владеть иголкой, ниткой, шилом
Воспитывать вежливость в общении в совместной деятельности
декабрь
11-14
Изготовление более сложного художественного образа:
«Птичка в полете»,
«Телевизионная башня»,
«Снежинка»,
Закрепление навыка выполнения углов на картоне разной формы и размеров
Учить выполнять узор, состоящий из нескольких углов
Развивать мускулатуру руки, глазомер, остроту зрения
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность
январь
15-16
«Елочка»,
«Кленовый лист»,
«Домик»,
«Ласточка»,
«Звезда»,
«Квадрат»
Учить определять направление углов
Закрепить знание пространственного расположения углов
Воспитывать эстетический вкус
Развивать активный и пассивный словарь детей
февраль
17-20
Изображение окружностей.
«Мячик»
«Снеговик»
«Неваляшка»
«Цыпленок»
Научить детей выполнять окружности в технике изонити
Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями
развивать творческое воображение
март
21-24
Изготовление более сложно образа:
«Бусы»,
«Узор в круге»
«Одуванчики»
Обучать детей плоскостному моделированию
Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей
Учить создавать узоры путем накладывания их друг на друга
Воспитывать внимательность, старательность
апрель
25-28
Изображение завитков,
«Волна»,
«Парашют»,
«Улитка»,
«Перо Жар-птицы»
Совершенствовать навыки в работе изонитью
Познакомить с техникой выполнения завитка
Развивать глазомер
Учить приёмам накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на тёмные
май
29-30
Подготовка и проведение выставки кружка «Умелые ручки»
Научить детей самостоятельно дополнять и изменять рисунок
Занятия декоративно-прикладным творчеством в работе логопеда позволили комплексно решать проблемы каждого ребенка с учетом его личностных особенностей, обеспечить условия психологической комфортности для детей с ОВЗ, реализовать принцип индивидуализации и гуманизма.
Список литературы
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников», издательство «Детство - Пресс», Санкт-Петербург, 2000г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования», издательство Айрис-пресс, Москва, 2005 г.
Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», 3-е Издание, Академический проект, Москва, 2000г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ