Конспект урока на тему «Коррекция речевых нарушений»

Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Шарыпово Красноярского края







Конспект урока на тему

«Коррекция речевых нарушений»





подготовила: логопед отделения реабилитации

инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Двойникова Наталья Николаевна


















Шарыпово

2014 год

В коррекционной работе специалисты отделения реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями в МБУ «КЦСОН» г.Шарыпово стремятся использовать нетрадиционные подходы. Так, психолог Центра ведет клуб «Волшебный мир бумаги» (использование техники квиллинга), для детей-инвалидов я организовала кружок «Изонить», работаю над коррекцией речевых нарушений через развитие мелкой моторики. Практика показывает, что этот вид творчества развивает у детей воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности, эстетический вкус, логическое мышление, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).

Изонить - изображение нитью или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно. На занятиях, которые проводятся 1 раз в неделю, дети научились оформлять простые картины («Грибок», «Домик», «Рыбка»). Первые успехи вдохновили детей, и они начали осваивать более сложные художественные образы («Птичка в полете», «Телебашня», «Снежинка» и др.). Их картины представлены на творческой выставке в вестибюле Центра.

Логопедические занятия в нашем Центре посещают дети с речевыми нарушениями, обусловленными стертой и выраженной формой дизартрии, у которых наблюдаются недостатки развития моторных навыков: подвижности органов артикуляции, мелкой и общей моторики. Поэтому я веду целенаправленную работу по коррекции речи у детей с дизартрией посредством развития моторных навыков. В 2013г. разработала программу по коррекции речевых нарушений у детей посредством развития мелкой моторики в кружке «Изонить».

При исследовании моторики у детей со стертой или выраженной формой дизартрии, выявились недостатки, которые выражаются в нарушении быстроты, переключаемости и координированности движений; затруднениях динамической и статической организации двигательного акта; невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; снижении двигательной памяти и самоконтроля; замедленности.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий. Учеными доказано, что отдел коры головного мозга, управляющий рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи - языком, губами, гортани, - находятся рядом. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.



Приемы и методы, используемые на занятиях.


Наглядные, практически, словесные методы: наблюдение, собеседование, анализ результатов работы, учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Эмоционально - положительный настрой ребенка позволяет не допустить нарушений неврологического характера. Для успешного проведения занятия необходимо создать благоприятные условия:

- эмоционально - положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;

- число детей на занятиях – 2-3 чел.- это позволяет проводить индивидуальную направленность.

Критериями оценки могут быть творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ др. детей, участие в проводимых выставках.


Принципы:

  1. Дидактические:

- коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи: коррекционного воспитания, коррекционного развития, коррекционного обучения;

- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей;

- в логике (от простого к сложному);

- принцип цикличности, усложнение и расширение материала от возраста к возрасту;

- принцип индивидуализации и гуманизма.


  1. Специфические:

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности: воспитание думающего, чувствующего, созидающего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта;

-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).


Программа кружка «Изонить» рассчитана на один учебный год (30-35 ч.).

Задачи:

1)разработка и систематизация разнообразных игр, упражнений, направленных на развитие общей и пальцевой моторики;

2)развитие наглядно – образного мышления;

3)совершенствование способностей к восприятию различных форм предметов, цвета;

4) развитие умения ориентироваться в пространстве листа;

5)укрепление руки, улучшение координации движений в целом и развития умений самостоятельно управлять всей системой действий работающей руки.


По окончании обучения дети должны уметь:

- вдевать нитку в иголку, выполнять узелок и владеть техникой вышивки;

-расслабляться и напрягать мышцы;

-правильно дышать;

- выполнять различные виды пальчиковой гимнастики;

-делать самомассаж пальцев и кистей рук;

-использовать полученные умения и навыки в жизни.

План работы кружка «Изонить»


Месяц

Занятие

Содержание

Цели, задачи

сентябрь

1-2

  1. Ознакомление с техникой выполнения изонити, техникой безопасности

  2. Последовательность изображения углов


  1. Познакомить с техникой изонити

  2. Научить отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого, тупого углов

  3. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла

  4. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок

  5. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла

  6. Упражнять детей в количественном и порядковом счете

  7. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации

октябрь

3-6

Изготовление простых картин:

«Грибок»,

«Домик»,

«Рыбка»,

«Морковка»,

«Закладка»,

  1. Научить подбирать цвета нитей

  2. Продолжать обучение детей технике изонити

  3. Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол.

  4. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов

ноябрь

7-10

«Зонтик»,

«Ваза»,

«Парус»,

«Хвост птички»

«Шапочка – колпачок»

  1. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами

  2. Учить закреплять нить после её окончания

  3. Продолжать учить владеть иголкой, ниткой, шилом

  4. Воспитывать вежливость в общении в совместной деятельности

декабрь

11-14

Изготовление более сложного художественного образа:

«Птичка в полете»,

«Телевизионная башня»,

«Снежинка»,


  1. Закрепление навыка выполнения углов на картоне разной формы и размеров

  2. Учить выполнять узор, состоящий из нескольких углов

  3. Развивать мускулатуру руки, глазомер, остроту зрения

  4. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность

январь

15-16

«Елочка»,

«Кленовый лист»,

«Домик»,

«Ласточка»,

«Звезда»,

«Квадрат»

  1. Учить определять направление углов

  2. Закрепить знание пространственного расположения углов

  3. Воспитывать эстетический вкус

  4. Развивать активный и пассивный словарь детей

февраль

17-20

Изображение окружностей.

«Мячик»

«Снеговик»

«Неваляшка»

«Цыпленок»

  1. Научить детей выполнять окружности в технике изонити

  2. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями

  3. развивать творческое воображение


март

21-24

Изготовление более сложно образа:

«Бусы»,

«Узор в круге»

«Одуванчики»

  1. Обучать детей плоскостному моделированию

  2. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей

  3. Учить создавать узоры путем накладывания их друг на друга

  4. Воспитывать внимательность, старательность

апрель

25-28

Изображение завитков,

«Волна»,

«Парашют»,

«Улитка»,

«Перо Жар-птицы»

  1. Совершенствовать навыки в работе изонитью

  2. Познакомить с техникой выполнения завитка

  3. Развивать глазомер

  4. Учить приёмам накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на тёмные

май

29-30

Подготовка и проведение выставки кружка «Умелые ручки»


  1. Научить детей самостоятельно дополнять и изменять рисунок





Занятия декоративно-прикладным творчеством в работе логопеда позволили комплексно решать проблемы каждого ребенка с учетом его личностных особенностей, обеспечить условия психологической комфортности для детей с ОВЗ, реализовать принцип индивидуализации и гуманизма.


















Список литературы

  1. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников», издательство «Детство - Пресс», Санкт-Петербург, 2000г.

  2. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования», издательство Айрис-пресс, Москва, 2005 г.

  3. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», 3-е Издание, Академический проект, Москва, 2000г.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ