Конспект урока для 1 класса «Знакомство со звуком Б»
МДОУ «Детский сад «сказка» г. Надыма»
Конспект урока для 1 класса
«Знакомство со звуком Б»
Автор
учитель – логопед
Ларченко Яна Григорьевна
г. Надым 2014
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): - формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.
Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):
Образовательные:
познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
совершенствовать фонематический слух и восприятие;
развивать просодическую сторону речи;
развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Гномики – звуковики; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б; кассы для выкладывания звуковой схемы; дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.
Этапы занятия
Содержание деятельности
Действия
Педагог
Дети
1. Вводная часть
Введение в игровую ситуацию
(2 мин)
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться!
Эмоционально включает детей в действие.
Проговаривают четверостишие, показывают движения
Актуализация и затруднение в игровой ситуации
Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность
(5 мин)
Логопед: Сегодня мы отправимся в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи.
Но чтобы отправится в путь, вам нужно превратиться в Звукознаек. Давайте, закроем глаза.
Вот закрыли все глаза.
Но подглядывать нельзя.
Как скажу я цифру пять –
можно глазки открывать.
1,2,3,4 – пока глаза вы не открыли,
1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.
Вот теперь вы Звукознайки. А если вы Звукознайки, то вы должны много знать о чём? (Дети: о звуках).
Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Дети: Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Дети: Согласные).
Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.
В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой "адрес").
Например:
- АУ- гласный,
- Том - согласный, твердый.
- Тим - согласный, мягкий.
Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места.
Побуждает к диалогу.
Побуждает к действию
Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают
Дети помогаю гномам попасть домой
Сообщение темы и цели деятельности
(3 мин)
Работа над развитием голоса.
Упражнение «Лесенка».
Логопед: Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз. (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.)
Сообщение темы занятия.
Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.
Побуждает к действию
Дети поют гласные звуки
2. Основная часть
Открытие нового знания
( 6 мин)
Включение нового знания в систему знаний
( 7 мин)
Физминутка
( 3 мин)
Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука.
Связь звука и буквы.
Звук б оделся и стал выглядеть вот так.
Был когда-то полукруг,
К палочке пришел он вдруг.
Справа встал, остановился,
Сверху крышею накрылся.
Логопед демонстрирует букву Б.
Развитие фонематического слуха.
Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово.
Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка.
Рабабан, барабан, бабаран, набараб.
А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных.
Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать, Если звук согласный - вам необходимо будет хлопать в ладоши.
А, Н, О, К, Т, И, У, П,
Закрепление звука в слогах.
Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах.
Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б- (в начале слова, в середине слова или в конце слова).
Слова: банка, труба, булка, дуб, забор
Закрепление звука в тексте.
Повторение скороговорок вслед за логопедом.
Ба-ба-ба — на избе была труба.
Бу-бу-бу — побелили мы трубу.
Бу-бу-бу — сели птицы на трубу.
Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.
Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей
Побуждает к действию
Побуждает к действию
Побуждает к действию
Побуждает к действию.
Побуждает к действию.
Дает инструкцию к действию детей
Выражают собственное мнение
Дети конструируют букву Б из разрезных частей
Дети называют правильные слова.
Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки
Дети выкладывают звуковые схемы.
Думают и высказываются
Повторяют за логопедом
3. Заключительная часть
Анализ-рефлексия
(3 мин)
Логопед: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/
Логопед: Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы!
Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность
Высказывают своё отношение к занятию
Список использованной литературы:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика – Синтез, 1999
Герасимова Анна Уникальное руководство по развитию речи. –М.: Айрис – пресс, 2003
С.А. Миронова. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 1987 г.
Козарева Л.М. Развитие речи. -Ярославль.: Академия холдинг, 2001
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Нищева Н.В. Конспекты занятий в старшей группе с детьми ОНР. -С-Пб: Детство-Пресс, 2006
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: Издательство Гном и Д, 2001
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. –М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. –М.: Гном – пресс, 1999
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -М.: Дрофа, 2009
Использованные Интернет-ресурсы
www.logopedia.com
www.logoped.ru
www.logobaza.narod.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ