Конспект урока на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении"
Утверждено:_________________ Дата:___________ Класс: _______
Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении
Цели урока: расширение уже известных сведений об обращении и знаках препинания при нём;
Задачи урока:
провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;
расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;
провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;
обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
Ход урока:
№
Этапы
Деятельность учащихся
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Орг.момент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с повторения.
II. II. Новая тема.
А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:
расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет.
- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?
- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?
- Почему?
(Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.)
- Прочитайте предложение с обращением.
- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением )
Б)Постановка дидактической цели
- Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
В) Составление кластера (опорного конспекта)
- Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем).
- Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181.
- Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!
- Дайте полный устный ответ по кластеру.?
- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями
Г)Задание исследовательского характера
Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».
Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)
Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Г) Стадия осмысления
-Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.
III. Выполнение практических заданий.
Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Составьте схемы предложений.
1.Я вернусь к тебе, Россия.
4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.
10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
Схемы: [ …, О].
[О, … ].
[ …, О].
[ …, О, … ].
Проверка выполнения задания.
-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
-Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
IV. Подведение итогов урока.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какие задания вызвали затруднения?
Какие показались интересными?
V. Рефлексия.
«Все в твоих руках»
-На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой - что для меня было важным на уроке?
Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – Что мне не понравилось?
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно...
VI. Дом. задание.
Написать сочинение на тему: Отсутствие вежливого обращения- это недостаток нашего языка и его достоинства.
Работа со слайдами.
Расставляют у доски и буквы недостающие знаки препинания;
Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе
Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют задачи урока
Составляют кластер
Отвечают на поставленные вопросы.
Работа со слайдом, работа с кластером
Слушают выступление Богдановой А..
Отвечают на вопрос.
Слушают преподавателя
Выписывают предложения. Расставляют знаки препинания и пропущенные буквы.
Комментируют выбор записанных предложений.
Составляют схемы.
Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:
1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса.
2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия.
3) Люблю твою Россия старину.
4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет.
Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:
1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса.
2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия.
3) Люблю твою Россия старину.
4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет.
Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ