Конспект урока на тему "Падеж имен существительных"
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Методы и приемы: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы.
Цели: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
Задачи урока:
Образовательная:
различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
осуществлять системно-деятельностный подход;
развивать критическое мышление;
развить внимания;
формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
развить умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
формировать творческие, речевые способности учащихся;
формировать логическое умение;
развивать умения опираться на изученный материал.
3.Воспитательные:
воспитывать патриотизм, интерес и уважение к родному языку;
воспитывать ценностное отношение к слову;
развивать коммуникативные УУД;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Оборудование: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки).
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
– Давайте прочитаем слова.
День, барсук, камень, бирюза, ночь, улица, солнце, перекресток, остановка, оттенки.
Какой частью речи являются данные слова?
Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3. Актуализация знаний
1) В Эстонии – 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане – 50. А вот у китайцев, нет! В русском языке 6 падежей.
– О чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
– Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
Лист самооценки. (ученик оценивает себя самостоятельно).
Задание 2.
- посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи
Вопросы
Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка.
Работа с учебником.
1.Упр. 524 ( на доску через презентацию).
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
За что Лежебокин не любит падежи?
А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98, упр. 523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Лист самооценки
Лист самооценки__________________________________________
Задания
Оценка за работу
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Активность на уроке

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ