Конспект урока на тему «Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста»
Конспект урока на тему «Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста»
Цель урока – научиться определять идею, основную мысль текста, формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
Задачи: закрепить изученные ранее орфограммы; развивать внимание, мышление, речь обучающихся; познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка списочного состава учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение изученного.
Дайте определение темы текста.
Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
Изучение нового материала.
Прочитайте текст. К чему призывает автор читателей? Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Проследите, как раскрывается она в тексте. Озаглавьте текст.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину.
(М. Пришвин)
Определите тему текста. Подумайте, какое предложение выражает его основную мысль, в каких предложениях она раскрывается. Озаглавьте текст.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
(И. Соколов-Микитов)
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
(С. Михалков) Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".
- Это текст?
- Задание по вариантам:
I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.
II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.
Итог урока.
Выводы
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено определённой (основной) мысли, идее.
Вопросы и задания самоконтроля
VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.
Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)
Учитель
Ученик
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
+
-
+
-
+
+
+
+
Что такое основная мысль текста?
Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
V. Окончание урока. Синквейн
Домашнее задание. (раздаточный материал, повторение орфограмм)
Выставление и комментирование оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ