Конспект урока на тему «Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста»

Конспект урока на тему «Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста»

Цель урока – научиться определять идею, основную мысль текста, формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

Задачи: закрепить изученные ранее орфограммы; развивать внимание, мышление, речь обучающихся; познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева



Ход урока



  1. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2. Проверка списочного состава учащихся.

    3. Сообщение темы и цели урока.

  2. Повторение изученного.

Дайте определение темы текста.

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Изучение нового материала.

Прочитайте текст. К чему призывает автор читателей? Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Проследите, как раскрывается она в тексте. Озаглавьте текст.



Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину.



(М. Пришвин)

Определите тему текста. Подумайте, какое предложение выражает его основную мысль, в каких предложениях она раскрывается. Озаглавьте текст.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы.



(И. Соколов-Микитов)



В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.





Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.



(С. Михалков) Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".



- Это текст?

Задание по вариантам:

I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.





  1. Итог урока.



Выводы



  1. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

  2. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

  3. Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено определённой (основной) мысли, идее.



Вопросы и задания самоконтроля

VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+
-
+
-
+
+
+
+



Что такое основная мысль текста?

Какие открытия на уроке вы для себя сделали?




V. Окончание урока. Синквейн



Домашнее задание. (раздаточный материал, повторение орфограмм)

Выставление и комментирование оценок.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ