Конспект урока на тему "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Правописание корней с чередованием гласных е-и.


Урок открытия нового знания

Цели и задачи:

  1. Узнать условия написания букв е-и в корнях;

  2. Научиться применять полученные знания на практике;

  3. Закрепить умение отличать корни с чередованием от корней с проверяемыми гласными;

  4. Научиться записывать правила графически;

  5. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.


Ход урока

  1. Организационный этап (1-2 минут).

  2. Актуализация знаний (5-7 минут).

- Какая наука изучает значимые части слова? (морфемика)

- Вспомните порядок морфемного разбора (окончание-основа-корень-приставка-суффикс). Почему порядок именно такой? (окончание помогает найти основу, в основе находятся все словообразующие морфемы, сначала ищем корень, чтобы, отталкиваясь от этого, найти приставки и суффиксы).

- Какая морфема является “фундаментом” слова? (корень)

- Всегда ли в родственных словах будет одинаковый корень? С чем это связано? (Нет. Это связано с развитием языка)

- Какие корни с чередованием гласных мы уже изучили? (Корни с чередованием гласных а-о: раст-ращ-рос, лаг-лож, скак-скоч; зар-зор, гар-гор; кас-кос)

- Среди предложенных словосочетаний найдите и выпишите лишние. По какому признаку вы их выделили? (работа с раздаточным материалом)

Излагать мысли, уютный полог, блестеть на солнце, жадный ростовщик, прикоснуться к истории, вырастить ребенка, блистать на сцене, подгоревшая пища, внезапное озарение.

(Ответ: блестеть на солнце, блистать на сцене).

- Почему эти словосочетания будут лишними? (В корнях слов блестеть и блистать чередуются буквы Е и И, мы с ними ещё не знакомы).

Дети формулируют тему урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).

  2. Первичное усвоение новых знаний (10-12 минут).

- Чтобы понять, в каком же случае писать букву е, а в каком - и, давайте с вами постараемся проследить закономерность и сделать из наших наблюдений вывод. На доске записаны слова. Ваша задача эти слова записать попарно в столбик. При этом сначала записывайте слово с буквой Е в корне, затем - с И.

Прижигать, замереть, уберу, выжегший, раздирать, запереть, умирать, вытирать, подстелить, собирать, выдернуть, отпирать, вычет, утереть, застилать, вычитать.

(Ответ:

замереть - умирать

уберу - собирать

выжегший - прижигать

запереть - отпирать

подстелить - застилать

выдернуть - раздирать

вычет - вычитать

утереть - вытирать)

- Что же общее есть у всех слов в правом столбике, чего нет у слов в левом? (Суффикс а. Если дети не догадались сами, предложить им выделить в словах суффиксы).

- Какой вывод можно сделать? (Если после корня есть суффикс а, то в корне будет писаться буква И, если суффикса а нет, в корне будет писаться буква Е)




Дети записывают правило графически:

  1. Первичная проверка понимания (5-7 минут)

Выборочный диктант (раздаточный материал).

- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

(Ответ: Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает)

*Фронтальная проверка. Дети сами себя оценивают: 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2.

  1. Первичное закрепление (10-12 минут)

Работа с раздаточным материалом.

- Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

*Проверка 1-2 учениками на оценку. 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 минуты).

  2. Рефлексия (1-2 минуты).

  • Добились ли мы целей, поставленных в начале урока?

  • С какими корнями познакомились?

  • От чего же зависит написание букв е-и в этих корнях?

  • Что было самым сложным на уроке?

  • Что было интересно?

  • Как бы вы оценили свою работу сегодня?






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ