Конспект урока на тему "Предложения с косвенной речью"
Тема: Предложения с косвенной речью
Ход урока 1
Мобилизующий этап
На доске запись: Хвалилась Редька чуть дыша Я с медом очень хороша.
А Мед не ставя Редьку в грош, сказал, … … … … … .
(Д. Демин)
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно восстановить стихотворные строчки Д. Демина. Вставить пропущенные знаки препинания.
Учащиеся сначала выполняют задание устно, затем записывают, вставляя недостающие знаки препинания. Правильный вариант:
Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с медом очень хороша». А Мед, не ставя Редьку в грош, сказал, что он и так хорош.
Дополнительные задания:
1. Назовите одинаковые синтаксические конструкции в этих предложениях. Расскажите о знаках препинания при них.
2. Образуйте три группы слов с орфограммами в корне. Рас скажите об их написании.
3. Укажите слова, последней морфемой в которых является суффикс.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Найдите основное отличие данных двух предложений. Укажите, с каким из этих языковых явлений вы менее знакомы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Одно из этих предложений с прямой речью, другое — с косвенной. Мы подробно говорили о прямой речи и немного — о косвенной. Значит, тема сегодняшнего урока: Предложения с кос венной речью.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте его цель.
Цель урока: познакомиться с ролью и особенностями оформления предложений с косвенной речью; учиться правильно использовать их в устной и письменной речи.
Цель этого урока формулируется по аналогии с целью уро ков по изучению прямой речи и диалога.
3. Изучение нового материала
1. Пословица говорит, что (будто) в хорошей посуде и чай вкуснее.
2. Командир сказал, чтобы здесь остановились на привал.
3. «Где же река?» — спросил Сергей.
Сергей спросил, где река.
«Далеко до реки?» — спросил Сергей.
Сергей спросил, далеко ли до реки.
«Почему вы не вместе?» — допытывался Илья.
Илья допытывался, почему они не вместе.
Учитель. Прочитайте предложения под цифрой «три». Сравните между собой предложения, составляющие пару: с прямой и косвенной речью. Ответьте на вопросы:
1. Для передачи какой речи и от чьего лица служат предложения с косвенной речью?
2. Что передают предложения с прямой речью и чего они не могут передать?
3. Какой тип представляют предложения с прямой речью? Из скольких частей они состоят.
Учитель. Прочитайте первое предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союзов что, будто.
Учащиеся отвечают.
Учитель. Прочитайте второе предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союза чтобы. Слушается ответ школьников.
Учитель. Еще раз прочитайте предложения с косвенной речью под номером 3. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи местоимений и наречий что, кто, какой, как, когда.
Во время ответа дополните этот перечень на основании прочитанных примеров.
Учащиеся отвечают.
Учитель. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным. Скажите, ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса.
Слушается ответ школьников.
Учитель. Где обычно находятся слова автора в косвенной речи и каким образом они от нее отделяются? Слушается ответ школьников.
Учитель. Обобщите изученный материал в порядке наблюдений. Учащиеся сравнивают свой вывод с материалом учебника.
4. Итог урока
Учитель. Еще раз полностью расскажите изученный материал о косвенной речи. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ