Конспект урока на тему "Причастие как особая форма глагола"
Тема урока: Причастие как особая форма глагола
Цель:
знакомство с причастием как с особой формой глагола.
Задачи:
-дать понятие о причастии;
-формировать умение отличать причастия от прилагательного и глагола;
-научить находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки.
-воспитывать культуру речи и бережное отношение к языку.
«Они служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе
имени и глагола силу».
М.В.Ломоносов
Ход урока
l. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний
1)Беседа по вопросам:
- Какая часть речи называется глаголом?
-Каковы его морфологические признаки?
-Что такое прилагательное?
-Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?
-Какую роль выполняют глаголы?
Какую роль выполняют прилагательные?
2)У доски два ученика выполняют морфологический разбор слов осеннего (неба) и засияла.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
-Обратимся к эпиграфу урока
«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Эти слова М.В.Ломоносова посвящены причастию, с которым сегодня на уроке мы начинаем знакомство.
-Какую же силу имени и глагола заключает в себе причастие?
IV. Изучение нового материала
1.Объяснение учителя
— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что причастие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.
(рисунок воздушного шара)
-Назовите признаки шара: по форме, величине, назначению. (Учащиеся называют имена прилагательные: большой, круглый, воздушный.)
-Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.)
-А если мы отпустим шар, какие признаки приобретают он?
(Летящий, падающий, лопнувший — это признаки шара по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)
-Постоянные эти признаки или нет? (Нет, летящий — тот, который летит сейчас, время настоящее; лопнувшийй — тот, который лопнул, время прошедшее.)
2.Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временной признак.
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (стр.22-23)
-составление алгоритма или схемы к теоретическому материалу.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений.
1.Выразительное чтение сказки (стр.23) «Перевести» сказку на язык науки.
2.Практическая работа
Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. (Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.)
Стройка, строящий, строили, постройка; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
3. Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись
ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой.
8. Уж небо осенью дышало.
— Определите время причастий.
— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся
4.Работа с упражнениями учебника
Упражнение 50 (устно), упражнения 51 (письменно).
5.Словарная работа: чудесный, многочисленный, просека, шипящий, необыкновенный.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока
1.Беседа по вопросам:
-Что обозначает причастие?
-От какой самостоятельной части речи образуется причастие?
-Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?
-Каким членом предложения может быть причастие?
2.Заключительное слово учителя
— Итак, сегодня вы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причастиями. Они образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.
VII. Домашнее задание
Выучить теоретический материал учебника (С. 22-23).
Выполнить упражнение 52 (письменно).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ