Конспект урока на тему «Причастие»

Методическая разработка урока.

Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие»».


Форма проведения: урок-игра «Ключи от форта причастие».

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме «Причастие», выявить сте­пень сформированности практических умений и навыков у учащихся; увлечь и заинтересовать нестандартной формой проведения урока.

Оборудование урока: раздаточный ма­териал, презентация.


Ход урока

Работа учителя.


Работа учеников

Оргмомент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности. Слайды 1,2.

Мотивация (слово учителя): Ребята, мы закончили изучение од­ной из сложнейших и интереснейших тем. Пришло время обоб­щить и систематизировать наши знания о причастии. Но оно, при­частие, настолько необычно, что проводить привычный урок было бы, наверное, неправильно. Поэтому сегодня у нас урок-игра. Условия игры вам известны. Напомню только, что для победы вам нужны знания, умения, быстрота и, самое главное, дружба и взаимовыручка. Если кто-то из игроков не успеет выполнить за­дание или сделает ошибку, он выбывает из игры, но товарищи мо­гут помочь ему вернуться, если исправят ошибку и ответят на до­полнительный вопрос.


Проверяют

го­товность к уроку, слушают моти­вацию.






Разминка (лексичес-кая

работа)

Проверка команды на готовность к игре.

Вопросы:

  1. Каково лексическое значение слова «форт», из какого язы­ка оно заимствовано?

  2. Подберите синоним к слову «форт» из русского языка.

Отвечают на

во­просы.




Начало

иг­ры.

Команда готова к игре. Вот он форт. Чтобы в него войти необ­ходимо дать определение причастия. Слайд3.

Монологи-ческий ответ учащегося.

Первый ключ Словообра-зова­тельная

ра­бота.

(Атака)

Чтобы получить первый ключ, необходимо выполнить задание, требующее смекалки и осторожности. Капитан у доски, команда на местах.

Задание: образовать все возможные причастия от глаголов «побе­дить», «побеждать», выделить суффиксы. Слайд 4.


Образуют при­частия: Победить - победивший, побеждённый; побеждать - по­беждающий, по­беждаемый, по­беждавший.




Сколько причастий вы образовали?

Сверяем с работой капитана.

Какими причастиями вы хотели бы охарактеризовать итоги вашей сегодняшней игры. (Победивший, побеждающий, побеждавший). Какие это причастия?


Отвечают на во­прос (действи­тельные)


Второй ключ

работа с текстом.

Проверка

(Ура)

Что ж, получайте ключ и спешите действовать дальше.

Чтобы выполнить это задание, надо многое знать и уметь - будьте внимательны. Каково лексическое значение слова «цитадель», подберите к нему синонимы из текста. Прочитайте задание к тексту и приступайте к его выполнению. Слайды 5,6.



Чтение текста, выполнение за­дания.


Проверка.

1. Сколько причастных оборотов в тексте?

2. Назовите номера предложений, соответствующих схемам. (А-2,5;В-3).

3. Какие орфограммы, связанные с правописание причастий, вам встретились в тексте.

4. Объясните правописание не с причастиями, данными в тексте.

Вставляет буквы

и знаки препинания (один учащийся у доски). Отвечают на вопросы.

Ключ третий. (Сражение)

Работа над орфограммой «Н, НН в

причастиях». Тесты.

Посмотрите на слово «военный». Какая это часть речи и почему в нём пишется НН, а слово «построенная» подчиняется тому же правилу?

Расскажите правило.

Вы готовы сражаться за следующий ключ: перед вами тесты, преступайте к работе над ними. Слайд 7.

Отвечают на вопросы.


Работа над тестами

Четвёртый

ключ.

(Радость)

Вы должны быстро и осторожно подняться по лестнице и, не споткнувшись, спуститься.

Вверх: бор...щийся2 , вид...мый, движ...мый.

Верхнее слово в середине: реш.. .нный.

Вниз: засе... нный, постро... иная, увид... вшие2 ,

выполн...на.

Запишите все слова, вставляя пропущенные буквы, выделяя суффиксы; выполните разбор по составу (группе «А» составить словосочетания, указывая главное слово). Слайд 8.

Выполняют задания.

Проверка.

Озвучить разбор по составу.

Вопросы:

1. От чего зависит написание суффиксов причастий, записанных слева, права?

2. Что вы знаете о написании Ё в суффиксах причастий?

Один ученик выполняет работу на доске. Остальные отвечают на вопросы устно.

Пятый ключ. (Ликование)

Конструи-рование слова.

Морфоло-гический разбор слова.

Надо быть очень внимательным: из частей собрать целое.

От глагола удивил - приставку;

От существительного развлечение — корень;

От причастия решённый - суффикс;

От прилагательного смелые — окончание.

Составить с этим словом предложение.

Выполнить морфологический разбор. Слайд 9.

Записывают слово УВЛЕЧЁННЫЕ, составляют

с ним предложение, выполняют

морфологи-ческий разбор.

Проверка.

Прочитать составленное слово, морфологический разбор

озвучить.


Подведение

итогов. Выстав-ление

оценок.

Вы успели выполнить все задания, вы победили!!! Ключи в ваших

руках! Отгадывайте ключевое слово (Победа). Слайд 10

Вручение карточек-подарков.

Отгадывают

ключевое слово

из полученных в

процессе игры

подсказок (победа).

Домашнее

задание.

Выполнение теста в рабочей тетради Богдановой Г.А.






Приложение1.


1. Для скорейш… победы над турками А.В. Суворову было приказано взять крепость Измаил.

2. Эта цитадель построен… военны… инженерами считалась неприступн… (её стены дост..гали 25-метровой высоты).

3. (Не) знавш… поражений полководец решил штурмовать стены крепости.

4. Измаил (не) может быть (не) покорен!

5. Русские уверенн… в своей победе послали туркам ультиматум с требованием сдаться.

6. (Не) устрашим… турки ответили: « Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадет на землю, чем Измаил спустит знамёна.»

1 .Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их
    постановку графически.

  2. Укажите номера предложений, соответствующих схемам:

А. ___х___, / ~~~~/, … Б. /~~~~/ __х___ .


Приложение2.



Указать номера примеров, в суффиксах которых нужно писать две буквы Н:

  1. кова...ый;

  2. покраше...ый;

  3. сплете...а из веток;

  4. соле...ый;

  5. рассея...ый.


Указать номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:

  1. ране...ый;

  2. организова...ый;

  3. варе...ый;

  4. слома...ый;

  5. груже...ая овощами повозка

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ