Конспект урока на тему «Просить – умолять – требовать. «Прошу вас» Ненавязчивая просьба»
Риторика.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
Урок 14, 15.
Тема: Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.
Цель:
– Знакомим детей:
● с просьбой как этикетным речевым жанром;
● с отличием просьбы от требования, мольбы;
● со средствами вежливого выражения просьбы.
– Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.
– Закрепляем умение детей:
● просить вежливо и убедительно;
● выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы;
● знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Оргмомент.
Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть вас!
Прошу вас, поздоровайтесь друг с другом. Прошу вас, поделитесь со мной своими улыбками. Прошу вас, присаживайтесь.
Актуализация знаний
Ребята, с чем я к вам обратилась? А что же такое просьба?
Сейчас ваши одноклассники разыграют сценки, а вы внимательно посмотрите и подумайте, чем просьбы отличаются друг от друга.
(Сценка «Мама, купи игрушку»)
Давайте оценим каждую ситуацию.
Кто говорит?
К кому он обращается?
С чем мальчик обращается к маме?
С какой просьбой?
Как он это делает?
В чем разница?
Какая просьба вам понравилась? Почему?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
– Как по-разному можно выразить просьбу в зависимости от конкретной ситуации?
Работа по учебнику.
Задание 99.
– Какую просьбу из этого стихотворения можно назвать невежливой? Почему? (Просьба Кота к Мышам – невежливая, так как не содержит вежливых слов, например, «прошу», «пожалуйста», а наоборот, содержит угрозу («Пообедаю вами всеми») и грубое обращение («Мышиное племя»).
– Просьбы к Волу и Ослу – вежливые, в них есть вежливые обращения («Уважаемый Вол», «Милый Барбос»). В просьбе, направленной Волу, употребляется вежливое слово «пожалуйста», а просьба Барбосу выражена мягко, в вопросительной форме.
Задания 98, 100. Умолять – просить более настойчиво, горячо, страстно. Как правило, умоляют о том, что очень важно для человека или его близких.
Задание 101. Однокоренные слова:
Просьба – просить, упросить, проситель, просительный.
Мольба – молить, умолить, умолять, умоляющий, умоляюще.
Задание 106.
– Прочитайте слова в рамках. Именно они помогут сделать вашу просьбу вежливой.
Задание 118.
Возможные варианты просьбы:
● Мария Николаевна, не одолжите ли вы мне ручку?
● Елизавета Петровна, не можете ли вы ещё раз объяснить значение
слова «отписка»?
● Лидия Ивановна, может быть, вы пересадите меня поближе к доске? Я плохо вижу условие задачи.
● Не трудно ли вам, Наталия Викторовна, повторить ещё раз домашнее задание?
Задание 119. РИТОРИЧЕСКАЯ ИГРА
Мaма может попросить Красную Шапочку так:
● Может быть, ты поздравишь бабушку с днём рождения и отнесёшь ей эти пирожки?
● Не можешь ли ты навестить бабушку в её день рождения и отдать
ей пирожки?
● Не трудно ли тебе зайти к бабушке и отнести ей в подарок на день
рождения мои пирожки?
● Не навестишь ли ты бабушку в день рождения? Я испекла её любимые пирожки.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Работа с учебником.
Задание 102.
При выполнении этого задания дети учатся отличать просьбу от требования. Безусловно, Медуница требует, а не просит Незнайку. Незнайка – больной, и он обязательно должен выполнять требования врача (сесть, показать язык, дышать глубже и т.д.). Конечно, требования Медуницы звучат строго. Oна говорит требовательным тоном, не употребляет вежливые слова и тем более умоляющие жесты.
Задание 105.
Конечно, самая настоятельная просьба содержит объяснение, почему мальчику необходимо купить эту коллекцию марок.
Задание 109.
Основная мысль стихотворения – просьба ко всем людям быть добрыми. Выделенные слова во второй строке стихотворения выражают просьбу дать билет (в этом случае их можно заменить словом «пожалуйста»). В последней строчке – пожелание людям быть добрыми друг к другу.
Задание 110.
– В чём заключалась просьба Джорджа?
Возможные заголовки:
Просьба Джорджа;
Кошка помогает спасти Луну;
Сказка про лунных мышей и т.д.
Подводим итоги.
– Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой? (Вежливые
слова, обращение, тон.)
– Чем отличается требование от просьбы? (Его нужно выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.)
– Что делает просьбу более убедительной?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Итог урока.
Проверяем себя:
– Обратитесь с прямой и скрытой просьбой к незнакомым людям:
● указать дорогу на улицу Школьную (или другую);
● прокомпостировать билет в автобусе;
● сказать, который час;
● пропустить к выходу в транспорте;
● показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.
ТООУ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ