Конспект урока на тему "Родственные (однокоренные) слова"

Тема: Родственные (однокоренные) слова.

Цели: - ввести понятие об особенностях родственных (однокоренных) слов.

- учить находить родственные слова в тексте и выделять общую часть слова (корень).

- развивать умение сравнивать и обобщать.


Ход урока.


1. Организационный момент и целевая установка.

1 слайд

Сегодня наш урок будет необычным потому, что будет сказочным и поэтичным.

Во время урока я буду давать за правильные и полные ответы …, в конце урока мы подсчитаем кто же был самым активным и внимательным.

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут (запись моря)…

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Откройте глаза. Мы с вами попали на остров.


2. Новая тема.

Ребята, смотрите нам послание. Давайте узнаем что же в нём написано.

Понятие – родственные слова

2 слайд


Место, где ты родился, называется твоей родиной. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок.

Давайте выпишем выделенные слова в столбик:

родился

родина род

родная

родственники



- Что вы можете сказать об этих словах? (одинаковые по смыслу и есть общая часть)

- Какая? (род)

- А как вы думаете, как мы можем назвать такие слова? Можете сразу сказать?

- Скажите, а как называются люди, которые находятся в родстве с вами: сёстры, братья, бабушки, дедушки…Одним словом кто это? (родственники)

- Давайте это слово тоже запишем в столбик.

- Какая в нём общая часть?

Из глубокого уважения родственные слова соорудили общей части домик, вот такой округлый и уютный


Давайте построим над общей частью слов такой же домик.

- А теперь, вы можете сказать, как мы можем назвать эти слова?

Правильно – родственные слова.

Итак какие же слова мы называем родственными?

Вывод: родственные слова – это такие слова, которые одинаковые по смыслу и имеют общую часть.

Введение понятия – «корень»

А как мы назовём общую часть у этих слов попробуйте отгадать…

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов, я у цветов,

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

Молодцы, конечно же - это корень. Что же мы называем корнем?

Вывод: корень – это обща я часть родственных слов.


- А сможете ли вы, ребята отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?


Холодильник, холод, холодить.

Светильник, свет, светить.

Морозилка, мороз, морозный.


3. Закрепление.

Сказка о корне

Слайд 3

Ребята, давайте оглядимся вокруг, какой красивый, зелёный остров. Как много здесь деревьев. Откуда они появились на этом острове. Как вы думаете?


Я хочу рассказать вам историю об этих волшебных деревьях.

Много лет назад на этом волшебном острове жил корень «лёт». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»

А корень говорит: «Посадите меня в землю и я разрастусь в большое, красивое дерево». Посадили люди корень «лёт» и стало он расти. Сначала одна веточка появилась, потом вторая, третья. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.

- Что вы можете сказать об этих словах? (одинаковые по смыслу и имеют общую часть).

- Как мы называем такие слова? Почему?

- Какая у них общая часть?

- Как она называется?

- Как называются такие слова у которых один корень?


Давайте посадим на память этому острову о себе дерево с корнем

ВАР



Упражнение в подборе однокоренных слов.

Слайд 4

- Ребята, на острове вместе с волшебными деревьями растут уже знакомые нам деревья.

- Какие? (сосна, кедр, ель)

Запишите их названия.

- А как называются шишки у этих деревьев?

Запишите под названием каждого дерева – название шишки.

- Давайте сравним пары слов.

- какие слова у вас получились в первой паре?

- Как мы называем такие слова? Почему?

- Какая у них общая часть?

- как она называется? Выделите корень.

- Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Почему?

Аналогичная работа ведётся с другими парами слов.



Сказка о родственных словах

Слайд 5

Какие красивые деревья у нас получились.

- Что нужно растениям чтобы расти? (вода)

Но дать её могут нам и её родственники, давайте заглянем к ним…

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все королеву Воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.


- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака? (есть общая часть, но нет общего значения)

- Дала нам Королева воду.

- Но как люди не могут жить по одному, так и слова. Где же нашему слову теперь искать своих родственников? Не поможете ли вы ему?

Запишите слово «водитель»

Подберите к нему родственные слова.

(проверка проводится подбором слов на доске, где есть лишние слова)

Слайд 6

Водитель,


- Какие слова у вас получились?

- Как мы называем такие слова? Почему?

- Какая у них общая часть?

- Как она называется? Выделите корень.

- Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Почему?


4. Итог.

Слайд 7

Настало время нам отправляться по волшебным волнам. Мы с вами справились со всеми заданиями. Помогли посадить лес, найти чужака в семье королевы воды. А так же спасли слово от одиночества.

Но Королева-вода не хочет нас отпускать пока мы не ответим на её вопросы:

- Какие слова называются родственными? Однокоренными?

- Что такое корень?

- Как вы думаете, кто сегодня из ребят лучше всех работал?

- Поднимите жетоны?

- Молодцы!


5. Рефлексия.

Слайд 8

- Вы знаете, что на острове в морских глубинах хранятся сокровища. А главное сокровище для нас – это знания! Перед вами 3 сундука ( полный, полный наполовину и пустой) положите свою монету в тот сундучок, который вы увозите с этого острова. Если вы считаете что узнали и поняли на уроке всё и можете смело ответить на любой вопрос, вам было очень интересно и вы увозите полный багаж знаний – положите монету в полный сундук. Если вы считаете, что всё поняли, но можно получили не все знания, есть ещё над чем поработать – положите монету в сундук полный наполовину. А если вы считаете, что ещё не получили достаточно знаний, есть ещё что –то что вы не увезёте с собой – положите свою монету в пустой сундук и это тоже будет вашей первой победой, и вашим первым запасом в мире знаний.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ