Конспект урока на тему "Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т"
Тема
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление об антонимах и многозначных словах
Личностные результаты
Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [т], [т’].
Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова
Образовательные ресурсы
Счетные палочки. Картинки с изображением цифр 3 и 5
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известной сказке найдём
Помощников весёлых.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка
– Как тикают часы?
– Тик-тик…
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
– Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
– [т].
– Будем знакомиться со звуком [т] и буквой его, обозначающей на письме
Формулируют учебную задачу
Фронтальный. Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа
На доске – предметная картинка с изображением цифры 3.
– Выполним слого-звуковой анализ слова три.
– Выделите начальный звук.
– Первый синий квадратик обозначает звук, который не входит в слияние. Это согласный звук (не образует слога, произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.
На доске – предметная картинка с изображением цифры 5. Выделите конечный звук [т’]. На схеме последний звук не входит в слияние и обозначен синим квадратиком.
Рассматривают схемы-модели слов три, пять; вместе
с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов
Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их
Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Произнесите слово пять таким образом, чтобы последний звук слышался отчетливо. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра
– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку.
– Тихо, суббота, тарелка, просить, тигр, тапочки, стихи, ток, тут
Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′]
Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость
и мягкость согласных в словах
Фронтальный. Игра
3. Знакомство с буквой Т
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
– Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
– На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
– Выложите букву Т из счетных палочек
Находят букву Т
на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из палочек выкладывают букву Т
Находят букву Т на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек
Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Мы покинем этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один.
Ну а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
Выполняют движения согласно тексту
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение движений
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение
– Прочитайте слоги. Как они образовались?
– Прочитайте слова.
– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?
Хором читают слоги.
– Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.
– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным
Читают слоги-слияния
и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами
Коллективный.
Чтение слогов
и слов, устные ответы
5. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа
– Кто изображен на рисунке?
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя
Называют животных
и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения. Называют знакомые сказки А.С. Пушкина
Фронтальный. Устные ответы
6. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.
– На каком дереве была «златая цепь»?
– Как автор называет кота?
– Что делает кот?
Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку
Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т
в словах текста
Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
– Найдите в тексте буквы Т.
– В какой части слова они находятся?
– Буква Т стоит в начале, в середине
и в конце слов
7. Работа с текстом
(учебник, с. 53)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?
– Задайте другу вопросы со словами кто и как
Читают текст.
– Имена людей пишутся с большой буквы.
Составляют вопросы и задают друг другу
Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Формулируют вопросы
Фронтальный. Чтение, устные ответы
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Громко тикают часы
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
Мы учебники собрали
(наклон назад, прогнувшись,
руки развести в стороны),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу дружно зашагали
(ходьба на месте),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы)
Выполняют движения под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Коллективный. Правильное выполнение движений
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Чтение слов по слогам (учебник, с. 54)
Фронтальная. Словесный, практический. Объяснение учителя, чтение
– Не во всех словах слоги-слияния. Читать будем по слогам. Так, в слове канат – ка на т, прочитываем первый слог-слияния ка, затем слог на протяжно читаем, добавляя звук
[т], получается слог нат. Затем слово прочитываем целиком – ка на т.
Слушают объяснение учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов по слогам
Читают слова по слогам. Определяют лексическое значение слов
Фронтальный. Устные ответы, чтение
2. Работа со словами-антонимами (учебник, с. 54)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение
– Прочитайте предложения.
– Чем отличаются нитки от каната?
– Слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами.
– Назовите слова-антонимы
Читают предложения, отвечают на вопросы.
– Канат – толстый.
Нитки – тонкие.
– Белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д.
Осуществляют сравнение. Подбирают слова, противоположные по значению
Фронтальный. Чтение, устные ответы
3. Работа с текстом (учебник, с. 54)
Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение
– Прочитайте текст.
– Вставьте пропущенное слово
Читают текст вслух.
Вставляют пропущенное слово по смыслу
Соотносят текст и картинки. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного
Фронтальный, индивидуальный. Чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
4. Дидактическая игра «Составь рассказ» (учебник, с. 54)
Групповая. Словесный, практический. Дидактическая игра
– Прочитайте слова в рамках.
– Составьте рассказ, используя слова
Составляют рассказ с использованием слов – названий растений
Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга
Групповой. Рассказ
5. Игра «Превращение слов»
Парная. Словесный, практический. Игра
Решение анаграмм
Читают слова, согласно цифрам переставляют буквы, образовывают новые слова
Наблюдают над словообразованием слов
Парный. Игра, устные ответы
6. Разгадывание ребуса
Коллективная. Словесный, наглядный, практический.
– Разгадайте ребус.
– Cоставьте рассказ с получившимся словом
– Кот.
Составляют рассказ со словом кот
Составляют рассказ, соблюдая логику изложения
Коллективный. Рассказ
7. Работа с текстом
(учебник, с. 55)
Групповая. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, беседа
– Прочитайте текст. Озаглавьте его.
– Рассмотрите рисунок к тексту.
– Продолжите текст. Дайте имена детям.
– С какой буквы пишутся имена детей?
Читают текст, озаглавливают его, рассматривают рисунок. Составляют продолжение рассказа. Отвечают на вопросы учителя
Определяют основную мысль текста, озаглавливают его, продолжают текст на основе рисунка. Объясняют употребление заглавной буквы в написании имен людей
Групповой. Рассказ
8. Работа с многозначными словами
(учебник, с. 55)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, рассказ
– Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под рисунками. Что вы заметили?
– В одном случае слово каток – в значении «самоходная машина для уплотнения
– Слова пишутся
и произносятся одинаково (одинаков ударный слог), а значения слов разные
Наблюдают над многозначностью слов. Определяют разные значения одного слова
Фронтальный. Устные ответы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
грунтов, дорожных оснований и покрытий», в другом – каток – «гладкая поверхность льда для катания на коньках».
Такие слова называются многозначными
VI. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ